Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Вот тогда и перебрались «Кокуева монастыря пречис­ тенские старцы» в Кандалакшский монастырь. Этот мо­ настырь в устье Нивы попечением своего основателя Феодорита оказался, несомненно, более устойчивым к по­ добным испытаниям, поскольку «государевых милостын- ных денег идет в тот монастырь игумену с братией на хлеб, и на фимиам, и на ладан, и на воск по 23 рубля и по 20 ал­ тын с гривною на год по государевой жаловальной гра­ моте из Кольских доходов в Кольском остроге » 1. И еще. Кандалакшский «на наволоке монастырь об­ щий» при своем основании, похоже, назывался Свято-Ни- кольским. Об этом косвенно свидетельствует Писцовая кни­ га 1574 года, в которой описание монастырских храмов на­ чинается с главной трехпрестольной «церкви Николы Чудотворца». Этот храм, равно как и небольшую зимнюю «теплую церковь Рождества Пречистые Богородицы... в 7098 году (1590) сожгли свитцкие немцы, как воевали во­ лость Кандолокшу»2. Приход «пречистенских старцев Ко­ куева монастыря», очевидно, повлиял и на смену названия обители, и главный монастырский престол, как мы можем видеть далее, был перенесен в храм Рождества Богородицы, во вновь отстроенное и более благолепное здание церкви «с трапезою и с келарскою, деревянную, верх шатровый». Уничтоженный шведами Никольский храм в Кандалакше уж более и не восстанавливался - он как бы переместился и возник в губе Порьей - «в волостке церковь с трапезою Ни­ колы Чюдотворца поставлена новоцерковными деньгами, строение мирское, да у церквы ж поп Сава Исаков сын...»3. 1Харузин. Приложение 2. С. 459. 2Там же. С. 459. 3Там же. С. 445. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz