Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Д. Н. Островский в полной мере доверился информации, по черпнутой им в этих книгах. Писцовые же книги ясно сви детельствуют, что в Порьей губе нет никакого монастыря: «Волостка Порья губа, а в волости церковь с трапезою Ни колы Чудотворца поставлена... деревянная... строение мир ское», а «в Кандоложской губе на усть реки Нивы монас тырь общий... в том монастыре церковь Рождество Пречис тые Богородицы... да пречистенские старцы Кокуева монастыря» К Выходит, не ошибся Островский, а путаница произошла на «Чертеже» царя Иоанна Грозного? Как раз нет, и следует еще раз подчеркнуть, что знание географии у наших предков было отменное. И Кокуев Пречистенский монастырь в губе Порьей действительно существовал. Все дело в том, что самая ранняя «Писцовая книга Кольского уезду письма и дозору Василия Агалина», до шедшая до нас в отрывках, относится к 1574 году, когда, действительно, Кокуев монастырь в губе Порьей уже пе рестал существовать. «Большой чертеж», как известно, зафиксировал Порьегубский монастырь в 1552 году, пос ле чего монастырь этот просто «как в воду канул». И по иски каких-либо следов этой обители, уцелевших в исто рии, практически безрезультатны, разве что за небольшим исключением. На другой стороне Белого моря, в Двинс ком уезде, в 1563 году была составлена «Книга описи на волость Кереть», где в перечне бесчисленных «луков, вар ниц и тоней» находим: «тоня Песеи наволок Пречистенс кого монастыря, что в Палье острове»2. Остров Палий, 1Харузин. Приложение 2. С. 459. 2Сборник грамот Коллегии экономии. JI., 1929. Т. 2. С. 449. Надо при знать, что этому сообщению можно дать и альтернативное толкова ние, поскольку на острове с аналогичным названием существовал 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz