Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Как известно, «Царь Иоанн IV Васильевич в 1552 году велел землю измерить и чертеж государства сделать» К Сам «Чертеж», увы, не сохранился, а вот описание этой первой российской карты, к счастью, дошло до наших дней. Таким образом, мы видим, что к 1552 году в губе Порьей существовал некий «Кокуев монастырь». В даль­ нейшем это сообщение так или иначе цитировалось в работах исследователей, но не подкреплялось какой-либо дополнительной информацией. В 1898 году известный исследователь истории Кольс­ кого края архангельский вице-губернатор Д. Н. Островский, описывая район Кандалакши, неожиданно утверждает: «В деревне Кандалакше две деревянные церкви: на пра­ вом берегу Нивы - Иоанна Предтечи и на левом кладби­ щенская Рождества Богородицы, на месте бывшего здесь Кокуева монастыря, основанного преподобным Феодо­ ритом, просветителем Кольских лопарей»2. Но мы зна­ ем, что в «Книге Большого Чертежу» ясно указаны два различных монастыря: один, как мы уже цитировали, «Ко­ куев» в губе Порьей, а другой - «на устье Нивы реки мо­ настырь Кандалакша». Почему же так ошибся Дмитрий Островский? При изучении того или иного периода истории, бе­ зусловно, наиболее достоверными и ценными считают­ ся свидетельства современников и очевидцев описывае­ мых событий. В этом смысле писцовые книги того вре­ мени - совершенно уникальный и бесценный источник наших знаний о древнем Крайнем Севере. И, думается, 1Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен. М., 1799. Т. 1. С. 506. 2Островский Д. Н. Путеводитель по Северу России. СПб., 1898. С. 78. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz