Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

четвертую лука1окрестных угодий: «Пожаловали те луки игумену и братии... для монастырского строения и лопс- кого крещения»2. И позже в Писцовой книге за 1574 год мы также можем найти свидетельство этого попечения о Кандалакшской обители: «...а в церкви образы и книги, да колокол один строение царя и Великого князя, а три колокола поставил строитель того же монастыря»3. Здесь, в этом монастыре, Феодорит пробыл до 1551 года. Монастырь сей в истории известен под именем «Кандалакшский, или Кокуев мужской монастырь»4. Наверное, настала пора разобраться, какой все же был монастырь в устье реки Нивы - «Кандалакшский» или совсем непонятного названия, «Кокуев»? ЗАГАДКИ «КОКУЕВА» МОНАСТЫРЯ Впервые весьма скупую информацию о так называемом Кокуевом монастыре опубликовал в 1836 году архимандрит Досифей: «Кокуев, упраздненный мужский монастырь, на­ ходившийся на Белом море, при устье реки Порьей, от Усть- Умбы в 50, а от устья реки Нивы в 80 верстах»5. Скорее все­ го, автор просто сформулировал известное сообщение об этом монастыре, сохранившееся в «Книге Большого черте­ жу»: «А от усть реки Порьей, у моря монастырь Кукуев»6. 1«Лук - совокупность угодий, принимаемых за единицу налогообло­ жения населения, занимающегося промыслами» (Ушаков И. Ф. Хрестоматия по истории Кольского Севера. Мурманск, 1997. С. 12). 2 Русская историческая библиотека. СПб., 1875. Т. 2. № 170. С. 689-690. 3Харузин. С. 459. 4 Свящ. Николай Попов. Кандалакшский приход / / Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 17. С. 191. 5Архим. Досифей. С. 415. 6 Спасский Г. Книга Большой Чертеж. М., 1846. С. 165. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz