Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

КАНДАЛАКШСКИЙ, НЕСТЯЖАТЕЛЬНЫЙ Феодорит же, действительно, ушел «во вселенную», но совсем недалеко 1. Курбский не знает точно этого места и поэтому пишет: «...и бывает два года игуменом в одном ма­ лом монастыре в Новгородской земле», то есть с 1548 по 1550 год. Где-то в это время как раз и возникает монас­ тырь «в Кандалошской губе на усть реки Нивы на наво­ локе» 2. В отличие от других северных монастырей Кан­ далакшский - явно «феодоритовский»3, нестяжательно­ го типа, «безвотчинный»4. Позже, уже став архимандритом и вместе со своим другом Артемием пользуясь особым расположением со стороны Иоанна Грозного, Феодорит тем не менее не забывает про свое детище, где был он строителем. Мож­ но предположить, что одним из плодов его заботы яви­ лась Жалованная грамота Кандалакшскому монастырю от Иоанна Грозного в 1554 году на семь целых и одну 1Об этой догадке см.: Феодорит, креститель лопи. 2Из Писцовой книги 1608 года. Цит. по: Харузин. С. 459. 3 «Исследователь истории Лапландии, архангельский вице-губерна- тор Д. Н. ОстроЁский, вероятно, опираясь на какие-то материалы, считал основателем Кандалакшского монастыря “Феодорита, про­ светителя Кольских лопарей”» (Феодорит, креститель лопи. С. 158). 4 О Кандалакше в 1575 году: «Незащищенное селение с небольшим монастырем. Жители кормятся от моря вместе с монахами и их слугами» (Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Л., 1925. С. 63); см. также: Челобитная 1696 года Кандалажского монастыря строителя иеромонаха Товии с братиею: «Изстари, государь, то твое, царское богомолье самое скудное пустынное место, безвотчинный монас­ тырь, крестьянских и бобыльских дворов и никаких пашенных зе­ мель и угодий нет...» Цит. по: Феодорит, креститель лопи. С. 158. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz