Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов : (опыт критического переосмысления) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия / игум. Митрофан (Баданин) ; [науч. рук.: свящ. Иоанн Воробьев] ; Православ. Свято-Тихон. гуманитар. ун-т, [Каф. истории рус. церкви]. – Москва : б. и.]; Варзуга [Мурм. обл., 2009. – 24 с. – На правах рукоп.

начиная с середины XIX в. и посвященных жизнеописанию Печенг- ского подвижника, а также истории основанного им древнего монас­ тыря, за основу бралась информ ация из опубликованного в 1859 г. «Жития прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей». В то же время выводы, сделанные современными исследователями о доста­ точно позднем времени формирования протографа дошедшего до нас текста Ж ития (конец XVII - начало XVIII вв.), и «заказной» морали- зированный характер его написания «в соответствии с традиционной агиографической структурой», обусловливает недостаточную истори­ ческую достоверность этого источника и необходимость критичес­ кого отношения к приводимым в нем фактам'. Кроме того, достаточно жесткое цензурное давление в вопросе критических исследований по истории Русской Церкви вплоть до конца XIX в. не позволяло присту­ пить к полноценной работе в этом направлении. Реальные сдвиги в этом вопросе были стимулированы зарубеж ­ ными исследователями из стран Скандинавии, где также весьма усер­ дно почитают память просветителя Лапландии прп. Трифона. В 1883 г., к 300-летию со дня кончины прп. Трифона Печенгского, вышел в свет труд «Печенгский монастырь в Русской Лапландии» (Friss J. A. Kiostrte i Petschenga Skildringer fra Russisk Lapland)2профессора университета Христиании Я. А. Фрисса, известного знатока Лапландии и лопарского быта. В своем труде профессор Фрисс впервые предпринял попытку восстановить историческую правду как жития прп. Трифона, так и истории древнего Печенгского монастыря. В марте 1888 г. известный исследователь Русского Севера Д. О стровский делал доклад обер- прокурору и Святейшему Синоду об истории Трифоно-Печенгского монастыря, где, в частности, также касался принципиально новых фак­ тов из истории монастыря и юности прп. Трифона3. В той или иной степени этой темы касались и иные исследователи истории монастыря на Печенге4. 1 Житие «было создано по заказу архиепископа Афанасия Холмогорского или, во вся­ ком случае, отражало его замыслы по наведению порядка в Печенгском монастыре» (Ка­ лугин В. В. «Житие Трифона Печенгского» в письменности XVII-XX вв. // Лингвистичес­ кое источниковедение и история русского языка. М., 2003. С. 449). См. также: Калугин В. В. «Житие Трифона Печенгского» - памятник севернорусской агиографии петровского време­ ни // Человек между Царством и Империей: Сборник материалов международной научной конференции. М., 2003. С. 338. 2 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии // Вестник Европы. СПб., 1885. 3 Речь, читанная в зале обер-прокурора Святейшего Синода 14 марта 1888 г. русским консулом Д. Н. Островским // Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1888. С. 363. 4 Козьмин Н. Печенгский монастырь в Лапландии // Архангельские епархиальные ве­ домости. Арх., 1901. 9. С. 266. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz