Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов : (опыт критического переосмысления) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия / игум. Митрофан (Баданин) ; [науч. рук.: свящ. Иоанн Воробьев] ; Православ. Свято-Тихон. гуманитар. ун-т, [Каф. истории рус. церкви]. – Москва : б. и.]; Варзуга [Мурм. обл., 2009. – 24 с. – На правах рукоп.

написание полноценного Ж ития друга и сомолитвенника прп. 'Гри­ фона прп. Варлаама Керетского1. Основные положения этих исследо­ ваний излагались автором на различных научных и церковных кон­ ференциях и в статьях для Православной энциклопедии. Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четы­ рех глав, заключения, списка использованных источников и литера­ туры, 42 иллюстративных и 6 текстовых приложений и списка публи­ каций по теме диссертации. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во Введении производится постановка проблемы и обоснована научная актуальность темы исследования. Определены цель и задачи, обозначены основные направления, по которым предполагается про­ вести изыскательскую работу. Отражены все иные необходимые эле­ менты, составляющие структуру Введения диссертации. Особо огова­ ривается настоятельная необходимость не забывать о непреходящей специфике изучаемого материала и необходимости духовного, молит­ венного подхода в работе исследователя. Глава I - «Общий обзор исторических условий и причин, породив­ ших внеисторический подход в средневековой агиографии. Процесс эволюции житийного образа прп. Трифона в течение XVII в.» Глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе - «Проблема внеисторичности >з средневеко­ вой российской агиографии. История вопроса. Причины и следствия» - рассматривается постановка названной проблемы в конце XIX - начале XX вв. как некоей сознательной отстраненности написанного Жития от фактического жизненного материала. Авторам таких произведений представлялась важной «не живая цельность характера с его индиви­ дуальными особенностями, а лишь та сторона его, которая подходит под известную норму, отражает на себе известный идеал»2. Р ассм атри вается явлени е «топики» в русских средневековых Житиях и их нравственно-богословский аспект, раскрывается естест­ венная закономерность явления «типических Житий» для средневе­ ковой христианской книжности как следствия иного понимания сути Жития и его предназначения. Отмечается, что это искусство «топосов» 1 Митрофан (Баданин), игумен. Прп. Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию Жития. Мурманск, 2007. 248 с. 2 Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 436. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz