Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский Готовая церковь на Печенге три года стоя ла неосвященной. Автор жития, явно недоуме вая о причинах этого промедления, пишет: «Та святая церковь неким Божиим смотрением пребыстъ три лета» неосвященной. Нам же эта причина ясна: еще три года было назначе но Митрофану нести церковную епитимию, вей в Коле «Благовещения Святой Богороди цы, да Чудотворца Николы. . . » 1. Строительство церквей на дабы и с п о л н и л а с ь п о л н а я м е р а д в а д ц а т и л е т н е - Севере Руси. Миниатюра из мог в полной мере почувствовать ту громадную потребность в этом П е ченгском отшельнике с непростой судьбой для набирающей силу держа вы Российской, с Божией помощью утверждающей свою государствен ность в тех «полночных» землях, «на примории великого моря окияна, ибо та норваньские земли часть святым народом издавна присовокуплена к новгородскому владению», а ныне «под державу Великих царей Москов ских и Российских самодержцев»2 приведена. Не поняв всего этого, можно действительно, вслед за автором жития, свести все к случайности: «После трех лет прииде Преподобный в волост- ку Колу3. И там, Божиим строением, нечаемо, обрете иероинока Илию». Случайно оказавшийся в Коле иеромонах церковь освятить не может, по скольку не дерзнет. Случайные иеромонахи антиминсы, святое миро, ча стицы мощей и прочее потребное для освящения храмов с собой не носят. Надо понимать, что Божий Промысл - «Божие строение» - со стоит не в случайном «обретении иероинока», а в особом попечении Господа о просвещении этой «полночной страны». С окончанием «установления чина церковного» в Коле Трифон, « взяв с собой иероинока Илию паки прииде на реку Печенгу, где во имя 1 Софийская летопись / / ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1863. С. 289. 2 Житие преподобного Трифона. С. 97. 3 Исследователя жития может смутить подобная административная характеристика Колы как волости, хотя очевидно, что в то время Кола была не более чем погостом. Однако в житии ошибки нет - «погост в писцовых книгах XVI века иногда заменяется названием уезд или даже волость». Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгородских / / Записки Императорского русского географиче ского общества. Кн. VIII. 1856. С. 106. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz