Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский нейшей духовной потребности Митрофана - необходимости воссоеди ниться с Церковью и прибегнуть к спасительной силе Церковных Та инств Покаяния и Причастия. Именно таковыми были главные побуди тельные мотивы выхода отшельника в мир. Как мы помним, с начала покаянного пути Трифона в лопарских пу стынях прошло уже 17 лет. В соответствии с Апостольскими правилами и правилами Василия Великого, убийство подразделяется на «волею» и «неволею» совершенное. «Неволею убивший десять лет да не прича стится Святых Таин. Волею убивший и потом покаявшийся двадцать лет да будет без причастия Святых Таин»1. Даже если не принимать во вни мание легендарное убийство Елены2, которое можно было бы расценить как случайное («неволею»), то все иные убийства при разбое требовали полной 20-летней покаянной епитимии (духовного врачевания (наказа ния), назначаемого священником), что мы и наблюдаем в полностью ка ноничных действиях архиепископа Макария в отношении обратившего ся к нему Митрофана. Епитимия, которой Митрофан сам, по внушению Божьему, подверг себя 17 лет назад, не была снята новгородским святи телем в этом (1530) году, и столь очевидно необходимый Митрофану мо нашеский постриг владыка Макарий не совершил. Видимо, «много кро ви пролил на границе» атаман Митрофан, и срок отлучения от Прича стия сокращен не был. Что же касается благословенной грамоты на строительство церкви, то ее Митрофан получил и даже нанял строителей - рубить на Печенге новую «церковь во имя Святыя и Живоначальныя Троицы». Это было большим послаблением, поскольку даже царю Давиду не довелось по строить храм: «Было слово Господне: «ты пролил много крови ; ты не дол жен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим» (1 Пар. 22, 8). Чтобы нанять в Новгороде мастеров для строительства церкви «за сезон», да еще в столь дальних неприветливых местах, надо было иметь весьма немалые средства. Но как раз в это время великий князь Васи лий III, выражая свое благорасположение к новому новгородскому Вла дыке за его усердные моления «о разрешении от бесплодства» княгини 1 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Троице-СергиеваЛав- ра. 1996. С. 484. 2 «В гневе на жену свою употребивший секиру есть убийца» (Правило № 8 святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской). 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz