Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский нейшей духовной потребности Митрофана - необходимости воссоеди­ ниться с Церковью и прибегнуть к спасительной силе Церковных Та­ инств Покаяния и Причастия. Именно таковыми были главные побуди­ тельные мотивы выхода отшельника в мир. Как мы помним, с начала покаянного пути Трифона в лопарских пу­ стынях прошло уже 17 лет. В соответствии с Апостольскими правилами и правилами Василия Великого, убийство подразделяется на «волею» и «неволею» совершенное. «Неволею убивший десять лет да не прича­ стится Святых Таин. Волею убивший и потом покаявшийся двадцать лет да будет без причастия Святых Таин»1. Даже если не принимать во вни­ мание легендарное убийство Елены2, которое можно было бы расценить как случайное («неволею»), то все иные убийства при разбое требовали полной 20-летней покаянной епитимии (духовного врачевания (наказа­ ния), назначаемого священником), что мы и наблюдаем в полностью ка­ ноничных действиях архиепископа Макария в отношении обратившего­ ся к нему Митрофана. Епитимия, которой Митрофан сам, по внушению Божьему, подверг себя 17 лет назад, не была снята новгородским святи­ телем в этом (1530) году, и столь очевидно необходимый Митрофану мо­ нашеский постриг владыка Макарий не совершил. Видимо, «много кро­ ви пролил на границе» атаман Митрофан, и срок отлучения от Прича­ стия сокращен не был. Что же касается благословенной грамоты на строительство церкви, то ее Митрофан получил и даже нанял строителей - рубить на Печенге новую «церковь во имя Святыя и Живоначальныя Троицы». Это было большим послаблением, поскольку даже царю Давиду не довелось по­ строить храм: «Было слово Господне: «ты пролил много крови ; ты не дол­ жен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим» (1 Пар. 22, 8). Чтобы нанять в Новгороде мастеров для строительства церкви «за сезон», да еще в столь дальних неприветливых местах, надо было иметь весьма немалые средства. Но как раз в это время великий князь Васи­ лий III, выражая свое благорасположение к новому новгородскому Вла­ дыке за его усердные моления «о разрешении от бесплодства» княгини 1 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Троице-СергиеваЛав- ра. 1996. С. 484. 2 «В гневе на жену свою употребивший секиру есть убийца» (Правило № 8 святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской). 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz