Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII § 7. Печенгский подвижник Митрофан и святитель Макарий Новгородский Об одиноком подвижнике и его часовенке в дремучем лесу заговори­ ли. «Русские рыбопромышленники, каждое лето посещавшие Мурман­ ский берег, стали охотно наведываться к часовне преподобного и уделяли десятую часть со своего улова»1. Прослышали о святом месте и богомоль­ цы, приходившие в Соловецкий монастырь, и наиболее усердные из них стали добираться и до Печенги. Считалось хорошим делом унести с собой пучки травы, собранной вокруг часовенки и кельи отшельника. Многие жертвовали «на помин души». Постепенно у Митрофана стали собирать­ ся средства на устройство настоящей церкви, о чем просили его и про­ мышленники-поморы: «Где Церковь православная - там и земля родная». К тому времени и многие лопари «окрест рек Печенги и Пазреки», покоренные кротостью, смирением и любовью Митрофана, уверовали в Истинного Бога и желали принять Святое Крещение, а иные задумыва­ лись и об иноческих обетах. «Но Святым Крещением их не просветил, понеже не имел Преподобный иерея». Так объясняет житие, хотя известно, что если в округе нет священника, то «в случае нужды может крестить и каждый мирянин и даже женщина»2. Митрофан не мог совершать Та­ инство Крещения по другой причине, канонической, и о ней житие пред­ почло умолчать. В 1530 году друг его и сомолитвенник иеродиакон Феодорит, вернув­ шийся из кандалакшских пределов и теперь трудившийся над оглашени­ ем кольских лопарей, надумал идти к новгородскому Владыке просить благословения на строительство Благовещенской церкви в Коле. Вот с ним-то впервые после многолетнего пустынножительства решился и Митрофан идти на поклон к архиепископу, в родные новгородские пре­ делы. Причиной этого хождения житие называет ту же необходимость, что и у Феодорита: «У архиепископа взять благословенную грамоту» на постройку церкви, что является непременным каноническим условием начала строительства3. Однако при этом необходимо напомнить о важ­ 1 ФилипповА.М. Русские в Лапландии. С. 263. 2 Святителя Никифора Исповедника правило 44 / / Правила Православной Церкви с толко­ ваниями епископа Никодима. Троице-Сергиева Лавра, 1996. Т. 2. С. 593. ' «Никто церковь не может основать, ниже каменную, ниже деревянную, кроме самого епи­ скопа. Аще кто дерзнет без благословения епископа начать церковь создавать, извержению подле­ жит ...» Требник. М , 1984. С. 27. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz