Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII «Часовня Трифона» и «погост Печенгский зимний» (в нынешнем Луостари) на детали карты 1828 года, составленной после определения «полковником Галяминым вновь назначенной пограничной черты между Кольским уездом и Нордвегией в 1826 году» и воздвигли храм во имя Рождества Иоанна Крестителя и в память духов­ ного рождения крестившихся»1. Возвращаясь на «приморие великого океана, в часть норвежской земли, разжегшийся желанием» Митрофан уже имеет намерение просветить светом веры Христовой любезных ему печенгских лопарей. «Тогда заду­ мал он построить небольшую часовенку. Сам рубил для нее бревна в П е ­ ченгском лесу и носил их на своих плечах. В этой часовне поставил ико­ ны, им же самим написанные»2. Часовенку эту Митрофан поставил у ло­ парского погоста Печенгска-зимняя. Позже, когда основной монастырь к 50-м годам переместится в устье Печенги, эта церковь окажется не более чем приходской для зимнего Печенгского лопарского погоста. В истории же это место будет назы­ ваться « первоначальным местом Печенгского монастыря». Описывая все то, что осталось здесь спустя 90 лет, царский писарь Алай Михалков в 1610 году запишет: «После немецких людей приходу... здесь место церковное Живоначальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенг­ ского монастыря строитель Трифон, а над ним сделана часовня»3. Так непростая и бурная история древнего монастыря на Печенге на­ чалась и закончилась Троицкой часовенкой у лопарского погоста. 1 Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVII века. Отд. II. СПб., 1877. С. 440. 2 Печенгский монастырь. Предание, добавленное архивными данными. С. 4. ' Харузин Н.Н. Русские лопари. Приложение № 2. Писцовая книга Алая Михалкова. С. 432.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz