Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский Феодорит, с юных лет «разжегшийся желанием пустынного житель­ ства», готовящий себя к просвещению «глубоких варваров , лопарей ди­ ких» , явился тем носителем Божественного гласа, который открыл Ми­ трофану его новое предназначение, Промысл Господа о его новом по­ прище. Отныне не только личное спасение через покаяние и плач о своих грехах, но и сердечное сокрушение о грехах ближних, пребывающих во тьме языческого нечестия, и милосердная забота о просвещении сущих во «мраке тяжкого идолобесия» - удел отшельника Митрофана. Около пяти-шести лет под руководством Феодорита Митрофан по­ стигает науку «умного молитвенного делания», научаясь «священно- безмолвию» в иноческом житии. Думается, что и свой первый навык евангельской проповеди на лопарском языке Митрофан приобрел в со­ вместных с Феодоритом опытах живого общения с лопарями. Примерно в 1524 году подвижники разделились и приступили к огла­ шению лопарского народа в двух различных районах его обитания. При­ чина их расставания, скорее всего, была чисто практической. Учитель Фе­ одорит почувствовал, что Митрофан достаточно укрепился духом и вполне готов к самостоятельной евангельской проповеди среди языч­ ников. Однако нельзя исключить и фактор весьма «сложного» характера старца Митрофана. Митрофан возвращается в места своих покаянных первоначальных скитаний - к давним знакомым, лопарям из обнаруженного им ранее по­ селения в устье реки Маны (Намайоки), впадающей в Печенгу. Поэтому в некоторых отечественных и зарубежных исследованиях 1524 год спра­ ведливо считается годом прихода Трифона на проповедь в Печенгские края1. Феодорит в это время отправляется с проповедью в районы реки Нивы, к Кандалакшскому заливу, в места обитания лешей лопи и лопи Верхней Земли. Здесь уже в 1526 году он добивается видимых успехов, строит церковь и готовит многих «лоплян ко крещению». Об этих со­ бытиях мы знаем из Ростовской летописи: «К жителям Киндолажской губы, или лопарям, великий князь посылал священника и диакона. Сии, нашедши у них много уже знания о христианстве, вскоре многих крестили 1 См., например: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1861. С. 554; Валинг Т. Гортер-Гренвик. Часовня святого Георгия и история Русской Православной Церкви в северной Норвегии. Вадсё, 1989. С. 13. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz