Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский добная беззаконная практика была обычным делом как с российской, так и со шведской стороны. Такова информация о юности Трифона из сообщения Симона ван Салингена. § 4. Начало пути подвижника - покаянное делание Двигаясь на Север известным торговым путем вдоль рек Норботнии через озеро Энаре (Іпагі), Митрофан прибыл к устью реки Паз, к знаме­ нитому Варяжскому заливу, Варангер-фьорду. Это был 1514 год. Дальше пути не было, перед ним простиралось великое Студеное море-океан. Так вот « и прииде Преподобный на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли»1. Надо сказать, что историю том, как именно старец Трифон пришел на Север, знал каждый печенгский монах. В 1575 году известный современ­ ник Трифона, ГенрихШтаден, услышал эту историю от печенгских мона­ хов в Коле, где ждал оказии для своего отбытия в Европу. Касаясь в своих воспоминаниях Печенги, он пишет, что основатель монастыря монах Трифон пришел « к этому месту в Лапландии через Норвегию и Вардегуз»2. Своим уходом на Крайний Север Митрофан, по сути, обрекал себя на верную погибель. Он, очевидно, искал смерти, одиноко скитаясь по ди­ ким, безлюдным пустыням Крайнего Севера, приговаривая себя к тяж­ ким испытаниям, изнуряя и терзая свое грешное тело голодом, холодом, зноем, мошкарой, ежедневной угрозой нападения дикого зверя и всем прочим, чем так богата суровая северная земля. «Окрест выше писаныя реки Печеньги, бездомно и бескровно, по лесам и по горам и в пропастях зем­ ных скитался, странствуя»3. Житие ярко и правдиво описывает этот период душевных мук Ми­ трофана, тяжкое для него делание, сердечный плач и горькое покаяние. В той или иной степени слезы, молитва и покаяние в грехах являются обязательным мотивом, «топосом» житий, начиная с патериков. Но в житии Трифона мы видим нечто большее. «Непрестанно во слезах и мо- 1 Житие преподобного Трифона. С. 97. 2 Штаден Генрих. О Москве Ивана Грозного. Л , 1925. С. 63. (Далее: Штаден Г. О Москве Ива­ на Грозного). 3 Житие преподобного Трифона. С. 98. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz