Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский § 3. Рассказ голландскому путешественнику Беседу с преподобным Трифоном голландский купец и дипломат Си­ мон ван Салинген записал в Печенгском монастыре в 1563 году. Это ре­ альное свидетельство современника и очевидца событий тех лет и эмо­ ционально сдержанный рассказ Салингена о своей беседе с печенгским старцем уникален и весьма достоверен с позиции исторической науки. Дословно процитируем и проанализируем эту запись на старонемецком языке: «Трифон рассказывал Симону ван Салингену (Der Triffaen hat Si­ mon von Salingen auch b e rich te t...) о том, как он начал строить мона­ стырь в Монкенфорте, что побудило его к этому и как он до этого дошел и прочее. Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил (Ег war ein gewaltiger kreigsmann gewesen, wieder den feindt, auch viel Bolds abgenhommen an der Grenzen, und geraubet, und bett viel Bluts vergossen...), в чем раскаял­ ся и о чем горько сожалел: поэтому он поклялся не носить в своей жизни полотна, решив сделать себе обруч вокруг пояса и вдали от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом, не пить больше ни­ каких хмельных напитков, не есть больше мяса и т. п. и прочее»1. Итак, Трифон был «kreigsmann an der Grenzen» - «воин на грани­ це». Так перевели текст в начале XX века. Однако необходимо уточнить: an der Grenzen - это «на границе» в значении крайнего, дальнего преде­ ла. Как известно, никаких собственно войск на границе (пограничников) в то время не существовало. Воин же, который «на дальних пределах» проливал много человеческой крови и многих ограбил, мог существовать лишь в таких местах, где царили полное беззаконие и право сильного. Идеальным местом для таких мрачных дел в течение долгих столетий было северо-западное приграничье России, та самая упомянутая «гра­ ница с каянскими немцами». Мы уже писали о том, что эти места еще с древних времен в текстах рунических грамот и первых договоров обо­ значались словами «граница, предел», - «пустынные Мархия» (outha Merkum). Отдельные исследователи справедливо поднимали вопрос и о том, что слово «воин» вовсе не является синонимом слову «разбойник». В этой связи представлялось важным дать нужную коннотацию, диалек- тическо-смысловую оценку самому слову «kriegsmann», употреблен- 1 Там же. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz