Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский мщении. Митрофан искал забытья в спиртном, пил все больше и, напива ясь, все чаще терял контроль над собой, был не в состоянии отвечать за свои поступки. Елена, пытаясь удержать возлюбленного от дальнейшего падения, все чаще убеждалась в своем бессилии. И вот на одной из очередных попоек некий юноша, «слуга Митрофа на, был обвинен товарищами в измене»1. Не разбираясь, в хмельной яро сти атаман схватил топор, намереваясь казнить «изменника». На пути его встала Елена, призывая опомниться и не творить беззаконие. Но в этот раз кротость и доброта Елены не смирили безумца. Кто-то из со товарищей усмехнулся: «чего это так защищает, уж не полюбовница ли его?» Дикая ревность помутила рассудок Митрофана - взмах топора - и Елена упала бездыханной к его ногам2... Глубочайшее потрясение и немыслимая скорбь овладели душой про трезвевшего разбойника. Нигде он не находил себе ни пристанища, ни покоя. Изнемогая от душевных мук, с трудом забываясь в горячечном сне, он вновь и вновь видел пред собой свою Елену. Возлюбленная гляде ла ему в глаза, звала к покаянию и плакала вместе с ним о погибели его души. «Обратись ко Господу, - вновь и вновь звучал в голове Митрофана родной голос, - ты не обретешь мира и покоя ни в этой жизни, ни в загроб ной, пока не принесешь Богу достойный плод покаяния»3. Небывалые чув ства захлестнули душу Митрофана. Милосердный Господь протягивал ему Свою руку спасения. Плач горького раскаяния, ужас осознанных тяжких грехов и бесконечное сожаление о кровавых беззакониях преж ней своей жизни глубоко потрясли душу бывшего разбойника. Бросив все свое богатство, оставив своих подельников, не прощаясь и не оглядываясь, грозный атаман пошел прочь от своей прежней жизни. Ища уединения, не разбирая дорог, блуждал он по дремучим лесам, за ходил в глухие безмолвные пустыни. Все, что раньше тешило его самолю бие, радовало и являлось его гордостью, стало ненавистно. Богатая одеж да, дорогие ткани и белье, все, что так потакало страстям Митрофана, было отвергнуто навсегда. Отныне он вовсе отказался носить белье; гру бое рубище - вот, чего заслуживала теперь его грешная плоть. Шитый ' ФриссЯ.А. Печенгский монастырь. С. 262. 2 «... Он метнул топор в тех, кто противился его воле, молодых и непокорных, и попал в лоб Элине» (St. Georg's Greskorthodoxe Kapell. Kirkenes, 1978. P. 9. Перевод А. Ермолаевой по просьбе автора). ' Там же. P. 9. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz