Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII постоянно тлевших очагами вооруженных конфликтов, временами пере­ ходивших в настоящие войны, которые зачастую напоминали каратель­ ные экспедиции. Именно в это неспокойное время формировался юный Митрофан, и, к сожалению, вовсе не «божественное семя пало в добрую бразду», как пи­ шет автор жития преподобного Трифона. Иным, страшным путем греха и скорби пришел к Богу будущий просветитель Лапландии. «Преподоб­ ный Трифон чествуется по всему православному миру как великий угод­ ник Божий и строгий подвижник. Но не вся жизнь преподобного Трифо­ на протекала в служении Богу. По преданию, в юности своей он был страшным разбойником и с шайкой своих товарищей опустошал преде­ лы Финляндии и Карелии, убивал народ, жег селения и проливал много человеческой крови»1. Как же сын священника оказался атаманом шайки разбойников? Во второй половине XIX века известный знаток Лапландии, создатель грамматики лопарского языка профессор Королевского университета Норвегии Я.А. Фрисс предпринял попытку реконструкции первой части рассматриваемого жития на основе лопарских преданий, сохранивших историю юности преподобного Трифона. Профессор, проведя значи­ тельные исследования, касающиеся времени подвижнических трудов Трифона Печенгского и деятельности его монастыря в Русской Лаплан­ дии, в 1883 году, к 300-летней годовщине со дня смерти преподобного, опубликовал труд «Kiostrte i Petschenga Skildringer fra Russisk Lapland». В 1885 году работа увидела свет и в России благодаря усилиям горячего патриота и исследователя Русского Севера Д.И. Островского, в то время консула России в Северной Норвегии. Книга профессора Я.А. Фрииса «Печенгский монастырь в Русской Лапландии» в части, касающейся юности преподобного Трифона Пе­ ченгского, опирается на факты, взятые им из лопарских преданий, кото­ рые в большинстве своем нашли подтверждение в исторических доку­ ментах. Записанный Фриссом и приведенный в книге рассказ печенгско­ го лопаря, «старика Нила», позволяет нам понять причину отсутствия в нынешней редакции жития значительного отрезка жизни преподобно­ го Трифона, начиная от его благочестивого отрочества «близ града Торж­ 1 Фрисс Я.А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии / / Вестник Европы. СПб, 1885. С. 261. (Далее: ФриссЯ.А. Печенгский монастырь). 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz