Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3.1485-1533 годы. Преподобный Трифон Печенгский гражден от Господа богатырским телосложением, исполинской силой и отменным здоровьем. По традиции того времени, сын попа должен был следовать по отцовским стопам. Однако приложиться к стезе своих пред­ ков Митрофану не довелось. Красивый и статный отрок из благочести­ вой семьи священника приглянулся кому-то из местных торжковских князей или бояр, может, самому «наместнику великокняжескому Василию Китаю». Так или иначе, Митрофан был взят прислугой в богатый дом и должен был присматривать за боярскими детьми. Конечно, для родите­ лей Митрофана это было большим облегчением: «содержание приход­ ского духовенства в то время было чрезвычайно скудное»1. Юный Митрофан рос в боярском доме, где в те времена первой обя­ занностью мужчин была военная служба. Войны, как с соседями форми­ рующегося Московского государства, так и «междоусобные брани», являлись обычным фоном жизни на рубеже ХѴ-ХѴІ веков. Сам Торжок, родной город Митрофана, не так давно, в 1478 году, был «повоеван» мо­ сковским князем Иваном III в составе всей Новгородской вольницы и стал называться Новым Торжком. Набиравшая силу молодая Московская Русь утверждала себя как вну­ три страны, так и на ее границах. Государь и великий князь Василий Ива­ нович воевал с Казанью, Литвой, Швецией. Война с последней то угасала, то разгоралась. Громадные северные территории Ижоры, Карелии, Ботнии, Каяни и Лапландии имели весьма неопределенные линии границ, с установленным еще древними новго­ родскими князьями и норвежскими конунгами статусом так называемой «двоеданности». Создавать здесь постоянные поселения и строить укрепления запрещали тексты соответствующих договоров: «Ни мы, ни вы не должны сооружать укреплений, ни в Русии, ни в Карелии»2. Однако простой народ, как с восточной, так и с западной стороны, видя великое природное богатство края и не обращая внимания на до­ говорный статус этих земель, стремился прочно обосновываться здесь. Незаконность таких поселений привлекала с обеих сторон множество разбойного люда, жаждавшего легкой добычи. «Право сильного», без­ законие, убийства и грабежи были обычным фоном жизни этих мест, 1 Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. VIII. С. 183; Знаменский П. Приходское духовенство на Руси / / Православное обозрение. М., 1867. 2 Бушков П.Г. Три древних договора / / Журнал Министерства внутренних дел. СПб, 1837. Ч. 23-24. № 1-6. С. 35. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz