Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 2.1519-1533 годы - активная фаза христианской миссии земли» (Деян. 1, 8), небывало расширили задачи православной миссии. Именно потому отец Илия вскоре оказался на самом Крайнем Севере Европы, освящая новые храмы для крещеных русских лопарей. «Се язь Князь Великий Василей Иванович всея Русии, пожаловал есми в своей отчине в Вотцкой пятине у Студеного моря от Каинских немцев, с рубежа, лопь крещеную и некрещеную Шуи реки, да у Кеми реки, и во всех лоплян место крещеных и некрещеных...» ’. Мы видим, что в этой грамоте 1530 года царь Василий III решительно продлевает территорию исторической новгородской Водской пятины до «рубежа Каинских немцев», до «Студеного моря». К Водской пятине присово­ купляются Кемская и Шуерецкая волости. Кроме того, причисляются к «пожалованию» и иные районы проживания саамов - «всех лоплян место». Имеются в виду лопарские погосты как реальные районы про­ живания саамов Кольского Севера, в отличие от исторических «семи ло­ парских погостов», практически уже заселенных корелами. Понятно, что издревле лопарские погосты располагались значитель­ но южнее. Упомянутые «семь лопарских погостов Карелии» историче­ ски сформировались в составе Новгородского уезда, а с 1649 года пере­ шли во вновь образованный Олонецкий уезд. Но уже где-то с XIV века лопари (саамы) были частично ассимилированы пришельцами-корелами, в основной же своей массе оттеснены дальше на север. Хотя еще в житии преподобного Лазаря Муромского XIV века упоминается, что здесь, «около Онеги жили лопь и чудь, страшные сыроядцы»2. Так или иначе, к началу XVI века карельское население стало занимать здесь господству­ ющее положение, и этот народ стал объектом миссионерских усилий ие­ роинока Илии (Тучкова) в 30-е годы XVI столетия. При этом именно Феодорит и Трифон подготовили земли Кольского полуострова к принятию христианства. Эти подвижники прошли огром­ ные пространства Кольской тундры, и Слово Божие дало свой благодат­ ный плод. Трифон сосредоточил свои усилия на северо-западе, в Финн- марке. Его центры православия здесь, «на Примории великого моря-окия- на, в части Норванския земли», - Печенга и Паз-река. Феодорит взял под свое окормление центральную и юго-восточные части Кольского полуо­ строва. Это Кола, Кандалакша, Поной. 1 Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел. М.: Тип. Н.С. Всеволожского. 1813. Ч. 1. С. 436. 2 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые. Чернигов, 1864. С. 60. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz