Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII «Боголюбивый же архиепископ Макарий во святей Софии молебны пел и воду святил со всем священным собором, и с тою священною водою и своею посыльною грамотою послал своего священника инока Илию кумирскую прелесть искоренити и просветити божественнымучением»1. «Леса сечи и огню предавати, камения же в воду метати» - то есть речь шла о физическом уничтожении объектов языческого поклонения на древних местах их почитания и поголовном окроплении всех жителей святой водой, лично приготовленной святителем в храме Святой Софии Новгородской, с омовением «животворящих крестов, чудотворных икон и святых мощей». Нет сомнений, что иеромонах Илия был пастырем особо высокой ду­ ховности: «Летопись отмечает, что приход священника Илии предчув­ ствовали дети»2. «Иные младенцы пророчествовали за три дня, и за два, и за день глаголюще: «Гости к нам будут лес и камения жечи». «И проповеди ради слова Божия Дух Святый помогал Илие священ­ нику», и более того: «обращения ради их и покаяния многие показал Бог знамения». Совершались многочисленные и удивительные чудеса: «яко слепые многие прозрели, и всякими недугами одержимые исцеле­ ние прияли, и бесы от людей отгонимы бывали»3, что безусловно, во многом предопределило успех миссии. Таким образом, иеромонах Илия и диакон Феодорит, действуя смело и решительно, являли перед народом очевидную Божью волю и действен­ ную Его помощь. Позже новгородский архиепископ Феодосий, укоряя ка­ рельских священников за нерешительность, приводил в пример действия старца Илии при уничтожении пережитков языческой веры у народов чуди, води, ижоры. «Мужи и жены» тех народов, пребывая в той прелести бесовской, «не смели даже прикоснуться, а не то чтобы разорить те сквер­ ные мольбища»4. И для этого страха были вполне реальные основания: «Поне же мольбища оные дияволом блюдомы были, аще кто их прежде сего касался, то диявол» тех смельчаков «сокрушал и смерти их преда­ вал - так в них сила вражия действовала». Когда же «пришел священник и священною водою окропив, молитву сотворил, они со страхом и трепе- 1 Насонов А. Псковские летописи. М.-Л., 1941. Вып. 1. С. 142. 2 Макарий (Веретенников), архимандрит. Макарий, митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 8. (Далее: Макарий, архимандрит. Макарий). 3 Насонов. Летописный отрывок: «В лето 7042-го... ». С. 74. 4 Там же. С. 74. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz