Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII Рассуждая над этой загадкой, следует вспомнить, что в то время довольно строго соблюдалась традиция, при которой, выбирая при постриге монашеское имя, старались учитывать первую букву мирского имени. На­ пример, Феодор - Феодорит, Василий - Вар- лаам и т. п.1Так что, скорее всего, здесь речь может идти о брате боярина Василия Тучко­ ва - Иване Тучкове. В пользу того, что братья Тучковы входили в особый круг высокообра­ зованных, передовых людей своего времени и хорошо знали Феодорита Кольского, гово­ рит тот факт, что их сестра Мария Михайлов­ на Тучкова была матерью князя Андрея Курб­ ского, преданнейшего духовного чада старца. Возможно, упомянутые выше агиографические произведения были пло­ дом совместного творчества братьев Тучковых, что привело к таким историческим переплетениям. Если это так, то иеромонах Илия (Туч­ ков) по строгости монашеских традиций не позволял брату афиширо­ вать свое участие в создании этих произведений. Таким образом, все по­ хвальные панегирики того времени доставались брату: «Како не удивим­ ся Божия благодати, сей храбрый воин, преждеписанный Василей, свет­ лое око и селика [столько] разумия от Господа сподобился!»2 Самое первое упоминание «иероинока именем Илия» мы находим именно в житии Трифона Печенгского, когда на Печенге в 1532 году была «Живоначальныя Троицы построена церковь, и ту святую церковь ие- роинок Илия освятил»3. Это был тот случай, как пишет летописец, когда «архиепископ Мака- рей по государеву слову послал своего собора попа с дьяконом» к «лоп- лянам с Мурманского моря». То есть именно подвижническая деятель­ ность преподобного Феодорита, затронувшая нехоженые ранее земли 1 Что касается мирского имени Митрофан и имени Трифон в постриге, то следует учитывать, что в те времена полным именем величались лишь очень уважаемые, именитые люди. Впростом наро­ де имена чаще всего имели «уничижительную» форму: Васюк, Сашук, Федко, Митя. В случае с Мит­ рофаном - Троша, Троха. 2 ПСРЛ. Софийские летописи. СПб., 1853. Т. 6. С. 301. ’ Житие преподобного Трифона. С. 102. Крещение лопарей на берегах Колы и Туломы. Летописный лицевой свод XVI века. М.: «Актеон», 2008. Кн. 19. С. 129 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz