Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел VIII Рассуждая над этой загадкой, следует вспомнить, что в то время довольно строго соблюдалась традиция, при которой, выбирая при постриге монашеское имя, старались учитывать первую букву мирского имени. На пример, Феодор - Феодорит, Василий - Вар- лаам и т. п.1Так что, скорее всего, здесь речь может идти о брате боярина Василия Тучко ва - Иване Тучкове. В пользу того, что братья Тучковы входили в особый круг высокообра зованных, передовых людей своего времени и хорошо знали Феодорита Кольского, гово рит тот факт, что их сестра Мария Михайлов на Тучкова была матерью князя Андрея Курб ского, преданнейшего духовного чада старца. Возможно, упомянутые выше агиографические произведения были пло дом совместного творчества братьев Тучковых, что привело к таким историческим переплетениям. Если это так, то иеромонах Илия (Туч ков) по строгости монашеских традиций не позволял брату афиширо вать свое участие в создании этих произведений. Таким образом, все по хвальные панегирики того времени доставались брату: «Како не удивим ся Божия благодати, сей храбрый воин, преждеписанный Василей, свет лое око и селика [столько] разумия от Господа сподобился!»2 Самое первое упоминание «иероинока именем Илия» мы находим именно в житии Трифона Печенгского, когда на Печенге в 1532 году была «Живоначальныя Троицы построена церковь, и ту святую церковь ие- роинок Илия освятил»3. Это был тот случай, как пишет летописец, когда «архиепископ Мака- рей по государеву слову послал своего собора попа с дьяконом» к «лоп- лянам с Мурманского моря». То есть именно подвижническая деятель ность преподобного Феодорита, затронувшая нехоженые ранее земли 1 Что касается мирского имени Митрофан и имени Трифон в постриге, то следует учитывать, что в те времена полным именем величались лишь очень уважаемые, именитые люди. Впростом наро де имена чаще всего имели «уничижительную» форму: Васюк, Сашук, Федко, Митя. В случае с Мит рофаном - Троша, Троха. 2 ПСРЛ. Софийские летописи. СПб., 1853. Т. 6. С. 301. ’ Житие преподобного Трифона. С. 102. Крещение лопарей на берегах Колы и Туломы. Летописный лицевой свод XVI века. М.: «Актеон», 2008. Кн. 19. С. 129 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz