Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 2.1519-1533 годы - активная фаза христианской миссии (Божественных литургий) в новоосвященных церквях было отслужено четыре десятка. Читая летописный отрывок, еще раз обратим внимание на важную особенность просветительской деятельности Русской Церкви в этом сложном, спорном регионе Севера Европы. Инициатива строительства церквей и внедрения православия на территории Великой Лапландии должна непременно исходить от коренного населения. Бить челом вели кому князю должны были сами лопари - «Диколопская земля». Как мы ранее указывали, так же было и в 1526 году, когда «приехаше к Москве лопляне с моря Оьсияна, ис Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из ди кой лопи, били челом государю и просили антиминса и священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением». И лишь после этого «Государь велел архиепископу Макарию послати из Новаграда от соборныя церкви, священника и диакона»1. Крестивший лопарей, освятивший первые церкви на Кольском Севе ре и постригший в 1532 году в монахи самого Трифона Печенгского иеромонах Илия, безусловно, фигура весьма заметная в истории Церкви XVI века. Историки порой были склонны связывать его личность с боя рином Василием Михайловичем Тучковым, который в 30-е годы XVI века входил в число приближенных к великому князю Василию III. Образо ванность и литературные способности Тучкова хорошо видны в его аги ографических произведениях, вошедших в Макарьевские Четьи-Минеи2. Владыка Филарет (Гумилевский), не указывая, правда, источника, пишет, что Тучков «носил в иночестве имя Илии», и отождествляет его с «Ильей пресвитером»3. Однако, надо прямо сказать, активная миссио нерская биография иеромонаха Илии никак не совпадает с фабулой мир ских деяний боярина Василия. Также и обстоятельства завершения его жизни, когда он был избран быть «дружкой» со стороны невесты на свадьбе царя Иоанна Васильевича, а «Василей им не был за тем, что убил ся с коня»4, никак не вяжется с монашеским обликом. 1 ПСРЛ .Л.-М , 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542. 2 По мнению Владыки Филарета, кроме жития Михаила Клопского и Канона, перу Тучкова принадлежат житие Георгия Нового, а также одна из редакций «Повести о житии Александра Нев ского» и служба Александру Невскому. 3 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. СПб., 1884. С. 153. 4 Сахаров И. Свадьба царя и великого князя Иоанна IV Васильевича с Анастасиею Романов ною Юрьево-Захарьиной в 1547 году / / Сказания русского народа. СПб., 1849. Т. 2. Кн. 5-8. С. 48. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz