Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел VIII Единственное сохранившееся изображение кольских просветителей. На миниатюре святитель Макарий Новгородский благословляет иероинока Илию и иеродиакона Феодорита на миссию на Кольском Севере. Летописный лицевой свод XVI века. М.: «Актеон», 2008. Кн. 19. С. 128 конечно же, имел все полномочия и обладал всей информацией и о Коле, и о Печенге. До бравшийся сюда в Филиппов пост, то есть в самую темень и непогоду, иероинок вместе с диаконом и «детьми боярскими» в ноябре- декабре 1532 года, «по просьбе лоплян с Мурманского берега, с Колы-реки, с Туто- ломи (Туломы)», то есть лопарей, подготов ленных к крещению Феодоритом Кольским, здесь, на берегу Колы, «церкви Божия свя- щали: Благовещения Святой Богородицы, да Чудотворца Николу в Филиппов пост, и са мих многих лопарей крестиша. . . » 1 Новые подробности этих событий мы можем узнать из недавно обна руженной редакции Новгородской летописи2: «Того же лета [1531] била челом великому князю Диколопская земля, с мурман, сказывают, крести лось их 60 человек в Православную Христову веру. И князь великий при слал в Новгород к архиепископу Макарию, что б архиепископ послал в их землю своего собора священника и дьякона, да у них бы они, приехав слу жили сорок обедней, да крестили бы их, которые похотят. А нехотящих не нудити. И архиепископ Макарей, по государеву слову послал с ними в их землю своего собора попа с дьяконом крестити их и уставити у них церковный чин у церквей, а дияки великого князя Яков Васильев сын Шишкин, да Дмитрий Васильев сын Великой, по государеву слову, посла- ша с ними из государевой казны колокол в полтретя пуда без двадцати гривенок и книги церковные, и иконы, и кресты, и ризы служебные, весь чин церковный, и ругу церковную [или помощь «ружными» деньгами. - Е. М .] уставили из великого князя казны»3. Как видно из летописи, помимо освящения двух церквей в Коле и кре щения лопарских семей района Колы и Туломы, только «обедней» 1 Софийская летопись / / ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1863. С. 289. Филиппов (Рождественский) пост: с 28 ноября по 6 января по новому стилю. 2 См.: Конявская ЕЛ. Новгородская летопись XVI века из собрания Т.Ф. Большакова / / Новго родский исторический сборник. СПб., 2005. С. 322-383. 3 РГБ. Собр. Большакова Т.Ф, № 333, л. 122 об., 123. Надо иметь в виду, что год на Руси начи нался с 1 сентября и описанное в летописи «установление церковного чина» состоялось уже в на ступившем 1532 году. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz