Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 2.1519-1533 годы - активная фаза христианской миссии щение было нельзя: «младенцу прилучися зело болети», и была угроза, что девочка умрет некрещеной, что тяжелейшим грехом легло бы на ро ­ дителей. И, «по общему совету», отец Иоанн с матушкой приняли эту волю Божию и окрестили дочь. Но неумолимые каноны гласят: «Понеже родство по духу есть важ­ нее союза по телу... да отступят от сего незаконного супружества»1, что и было свято исполнено батюшкой с матушкой. Вот почему и какой «ради вины» поп Иоанн «оставил супругу и дщерь в дому и отъиде во обитель Святого и бысть ему ученик и от Преподобного навыче искусно­ го монашества. И потом благословлен иеромонахом»2. Так иеромонах Иона Печенгский начал свой долгий пятидесятилетний путь монастыр­ ской жизни, завершившийся в 1589 году при разорении монастыря слав­ ным венцом преподобномученика. В Колу был назначен новый молодой священник, уроженец села Кере- ти поп Василий с матушкой. Этим служением в Коле начнется удивитель­ ная история жизни одного из величайших подвижников Кольского Севе­ ра - преподобного чудотворца Варлаама Керетского. § 8. Миссия иероинока Илии - стратегический план святителя Макария Московского Среди подвижников, потрудившихся на ниве просвещения Русского Севера, личность иеромонаха Илии занимает особое место. Его деяния напрямую связаны с житиями Феодорита Кольского и Трифона Печенг­ ского. «Священник с сеней3от Рождества Христова инок Илия»4хоро­ шо известен как миссионер, книжник и доверенное лицо святителя Ма­ кария Новгородского, и даже спустя годы на его удивительные просвети­ тельские труды ссылались как на образцовые. В то же время, увы, совре­ менные исследователи истории Кольского Севера весьма редко упоминают его славные деяния. Настоятель владычного домового храма Рождества Христова иеро­ монах Илия, прибывший в Колу от владыки Макария в конце 1532 года, 1 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милаша) / / V I Все­ ленского Собора правило 53. Троице-Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. С. 538. 2 Никодим, архимандрит. Архангельский патерик. Архангельск, 1902. С. 227. 3 «Сени» - в Новгороде этим словом называли Архиерейский дом. 4 Насонов А. Псковские летописи. М.-Л., 1941. Вып. 1. С. 142. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz