Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 2.1519-1533 годы - активная фаза христианской миссии прииде на реку Печенгу, идеже во имя Живоначальныя Троицы построена церковь. Ту святую церковь иероинокИлия освятил»1. Новгородский Владыка озаботился и тем, чтобы освященные церкви в Коле не остались «без пения». Как сообщает «Архангельский пате­ рик», «первый и единственный священник в Коле стал быть 6 декабря 1533 года»2. Этот «первый священник в Коле» - известный подвижник Севера, «белый поп Иоанн», будущий иеромонах Иона, сопостник преподоб­ ного Трифона и первый преподобномученик при разорении Печенгского монастыря в 1589 году. Очевидно, автор имел какую-то информацию или документы о праздновании первого престольного праздника Николь­ ской церкви в Коле на Николу зимнего 6 декабря 1533 года, однако ссы­ лок на источники отец Никодим не привел. Так же и по церковному пре­ данию, вошедшему в некоторые редакции жития Трифона, священником Никольской церкви был иерей Иоанн: «Во граде Коле, в соборе чудот­ ворца Николы и во всем граде един иерей бысть, именовася Иоанном»3. Из каких мест на служение в Колу был приглашен белый поп Иоанн, можно высказать лишь предположение. В древнем Синодике Соловецко­ го монастыря была отдельная страница, куда записывались «поминове­ ния многих монастырей иноков». Естественно, туда вносили имена осо­ бо памятных, почитаемых угодников Божьих. Так, в списке есть имена, по-видимому, печенгских мучеников: «игумен Гурий», «инок Герман», а также «священноинок Иона из Варзуги». Так что не исключено, что известный северный подвижник, в течение пятидесяти лет служивший при преподобном Трифоне, преподобномученик Иона Печенгский, был родом из древнейшего поселения Кольского полуострова - села Варзуги, что на Терском берегу. Итак, в Коле появился поп Иоанн с матушкой. «Супруга же роди ему дщерь. По рождении же оному непросвященному младенцу прилучися зело болеть, и по общему совету с супругою крестиша ее»4. Так повест­ 1 Житие преподобного Трифона. С. 102. 2 Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик. 1901. С. 224, сноска 17. ' Агиографический сборник с «Житием преподобного Трифона Печенгского» 2-я пол. 1780-х гг. РГАДА, Рук. собрание Ф.Ф.Мазурина, ф. 196,оп. 1,№634,л. 196. 4 Никодим, архимандрит. Архангельский патерик. Архангельск, 1902. С. 227. То есть крестил сам родитель, вынужденно, «по-скору», что является исключением из правил: «Священник для кре­ щения своих детей приглашает другого... (Ном., 209)» (Булгаков С.В. Настольная книга священно- церковно-служителя. М., 1993. С. 973). 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz