Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII и о месте подвигов Митрофана (Трифона) пи­ шется, что «еще в мирском чину, прииде в часть норваньския земли... нареку Печенгу, преподоб­ ный отец Трифон в той непроходной дальней стране был един пришелец»1. Кроме того, житие Трифона указывает, что первое время преподобный «выше писаныя реки Печеньги [в верховьяхреки. - Е. М.], бездом­ но и бескровно, по лесам и по горам, и в пропа­ стях земных скитался, странствуя»2. Встреча Феодорита с Митрофаном поло- Вахта трехлистная ж и л а конец «бездомным и бескровным» скита- (Menyanthes trifoliata) ниям последнего, и далее весьма значительное время они подвизаются вместе и «пребывают вкупе в прегорчайшей пу­ стыне той»3. § 2. Феодорит и Трифон - союз единомышленников Д л я Митрофана, будущего преподобного Трифона Печенгского, эта встреча со святым подвижником, книжником, богословом и духо­ носным старцем Феодоритом стала по истине судьбоносной. При всей очевидной внешней несхожести этих двух подвижников, этих двух величественных фигур и самобытных характе­ ров, ими был явлен удивительный союз едино­ мышленников, верных соработников в вели­ ком деле просвещения земель Северных и огла­ шения племени лопарского. Примерно к 1524 году учитель Феодорит почувствовал, что Митрофан достаточно укрепился духом и вполне готов к самостоя­ тельной евангельской проповеди среди языч­ ников. Стало понятно, что они уже могут раз- Строительство церкви. Миниатюра из «Жития Зосимы и Савватия Соловецких» XVII века. Собр. Вахрамеева, №71, л. 50 1 Житие преподобного Трифона. С. 97. 2 Там же. С. 98. Курбский А. История о великом князе Московском. С. 331. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz