Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 2.1519-1533 годы - активная фаза христианской миссии «Восходит он на горы высокия, их же нарицает Святое Писание ребра Северовы» среди «глубокихварваров, лопарей диких». Рис. из книги: О. Magnus. Historia de gentibus... 1555 сие и уведай... Брат же взял и ел. Было же сие белый мох, стертый с брус­ никою, и усладилась та еда в гортани его... » 1. Что касается корений, то речь идет о некоем «коренье Вакха и ему подобном»2. Если быть точ­ ным, то о «коренье Вакхи», поскольку речь идет не о греческом боже­ стве Вакхе, а о русской русалке Вакхе. По народным верованиям, она была падчерицей водяной царицы Волховы, красотой которой был пле­ нен знаменитый «Садко, богатый гость». Вакха не угодила царице своей любовью к земному миру и была превращена в известное северное бо­ лотное растение - вахту трехлистную (Menyanthes trifoliata). Что касается встреченного Феодоритом отшельника по имени Ми­ трофан, то им был не кто иной, как преподобный Трифон Печенгский до своего пострига. Для бывшего разбойника Митрофана эта встреча стала первым добрым знаком наступающего прощения, ясной возможностью потрудиться для Господа во искупление тяжких грехов бурной юности. Ко времени этой встречи в 1518 году Феодориту уже 37 лет, Трифо­ ну около 30. Он пришел в эти края на пять лет раньше Феодорита, «аки за пять лет», то есть где-то в 1514 году. В его житии об этом периоде 1 Петренко Н.А. Соловецкий патерик и Повести о соловецких пустынножителях / / Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 504. 2 Рукопись «Книга повести о пустынножителях Соловецкого острова». РНБ, Соловецкое собр., № 1195 /1366, л. 2 об. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz