Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского лы «выше» всех иных икон, и все они чудо­ творные, о том и пословица: «Нет икон, как Никол».1 В этой связи особое значение приобретает вклад преподобного Сергия Радонежского в прославление на Руси имени Святой Трои­ цы: основание им в 1342 году первого Троиц­ кого монастыря. Это плодоносное наследие духовного открытия преподобного Сергия Ра­ донежского отозвалось в русской душе и са- Троица. Икона преподобного мым благодатным образом привилось на с у р о - АндреяРублева. 1411 вой земле Крайнего Севера: «С именем п р е ­ подобного Сергия связывается величайший литургический сдвиг - Троичный День как литургическое творчество русской культуры... Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон... Праздник Пятидесятницы был праздником исторического, а не онтологического значения. С XIV века на Руси этот праздник Троицы начинает выявлять свою онтологическую суть»2. Если оценить современную статистику посвящения храмов в Рус­ ской Православной Церкви, то имя святителя Николая по-прежнему до­ минирует: в честь святого названа почти четверть всех храмов России. Однако упомянутая нами духовная перемена XIV века сделала свое дело: второе и третье места теперь разделяют храмы, посвященные Святой Троице и Покрову Пресвятой Богородицы. 1 Антонова В.И. Московская икона начала ХГѴв. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» / / ТОДРЛ, М .-Л , 1957. Т. 13. С. 382. 2 Флоренский П.А. Троице-Сергиева лавра и Россия / / Троице-Сергиева лавра. Сергиев По­ сад, 1919. С. 18. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz