Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII и л и : «Николу... аки Бога почитают право- славнии»1. В наибольшей степени именно Север Руси был подвержен этому явлению: «Те, которые живут к Северу, в Архангельске, Коле и пр., не знают никакого другого бога, кроме святителя Николая, который, по мнению их, управляет всем миром»2. Также очевидна привязка этого почитания к морским рубежам Севера, к се­ верному Поморью, что «позволяет просле­ дить его связь с мифологией моря и порожден­ ной ею еще языческой морской культурой»3. С уничтожением языческих капищ, в самом на­ чале формирования христианского мировоз- рения на Руси, Николай Чудотворец как бы взял на себя часть функций славянского бога Велеса, считавшегося в представлении русских хозяи­ ном как подземного, так и морского миров. «Никола Морской бог. Так называют поморы св. Николая Чудотворца, которого считают покрови­ телем мореплавания»4, и, более того, «форштевни кораблей нередко представляли собой изваяние того же Николы Морского»5. Таким обра­ зом, «его резное изображение и имя не просто украшают поморский ко­ рабль, но превращают в тело морского бога»6. Не было ни одной избы, где бы на почетном месте не находилась укра­ шенная икона Николая Угодника. То же самое происходило и во двор­ цах русских царей. «Н а самом Великом Князе было богатое одеяние, все унизанное жемчугом и драгоценными камнями. Над ним находился образ Пресвятой Девы, богато украшенный жемчугом, а напротив его образ Святого Николая».7Широко бытовало мнение, что иконы Нико- 1 Зиновий Отенский. Истины показания к вопросившим о новом учении. Казань, 1863. С. 485. 2 Аамартиньер П.М. Путешествие в северные страны. С. 99. 3 Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993. С. 16. (Далее: Теребихин Н.М. Сакральная география). 4 Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты языче­ ства в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 56. 5 Фиш ГС. Скандинавия в трех лицах. М., 1969. С. 296. 6 Теребихин Н.М. Сакральная география. С. 17. 7 Воспоминания Даниила Принца фон Бухау от 1576 года. Цит. по: Аделунг Ф. Древнейшие пу­ тешествия иностранцев по России / / ЧОИДР. М., 1863. Т. II. С. 191. Святитель Николай Чудотворец на море. Художник С.Н. Ефошкин 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz