Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел VIII и л и : «Николу... аки Бога почитают право- славнии»1. В наибольшей степени именно Север Руси был подвержен этому явлению: «Те, которые живут к Северу, в Архангельске, Коле и пр., не знают никакого другого бога, кроме святителя Николая, который, по мнению их, управляет всем миром»2. Также очевидна привязка этого почитания к морским рубежам Севера, к се верному Поморью, что «позволяет просле дить его связь с мифологией моря и порожден ной ею еще языческой морской культурой»3. С уничтожением языческих капищ, в самом на чале формирования христианского мировоз- рения на Руси, Николай Чудотворец как бы взял на себя часть функций славянского бога Велеса, считавшегося в представлении русских хозяи ном как подземного, так и морского миров. «Никола Морской бог. Так называют поморы св. Николая Чудотворца, которого считают покрови телем мореплавания»4, и, более того, «форштевни кораблей нередко представляли собой изваяние того же Николы Морского»5. Таким обра зом, «его резное изображение и имя не просто украшают поморский ко рабль, но превращают в тело морского бога»6. Не было ни одной избы, где бы на почетном месте не находилась укра шенная икона Николая Угодника. То же самое происходило и во двор цах русских царей. «Н а самом Великом Князе было богатое одеяние, все унизанное жемчугом и драгоценными камнями. Над ним находился образ Пресвятой Девы, богато украшенный жемчугом, а напротив его образ Святого Николая».7Широко бытовало мнение, что иконы Нико- 1 Зиновий Отенский. Истины показания к вопросившим о новом учении. Казань, 1863. С. 485. 2 Аамартиньер П.М. Путешествие в северные страны. С. 99. 3 Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993. С. 16. (Далее: Теребихин Н.М. Сакральная география). 4 Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты языче ства в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 56. 5 Фиш ГС. Скандинавия в трех лицах. М., 1969. С. 296. 6 Теребихин Н.М. Сакральная география. С. 17. 7 Воспоминания Даниила Принца фон Бухау от 1576 года. Цит. по: Аделунг Ф. Древнейшие пу тешествия иностранцев по России / / ЧОИДР. М., 1863. Т. II. С. 191. Святитель Николай Чудотворец на море. Художник С.Н. Ефошкин 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz