Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского Икона XVII века Деисусный чин икон со святителем Николаем на месте Иоанна Предтечи. Мозаика при входе на Патриаршее подворье Икона XVI века в г Бари. Фото 2010 года Троицы, и ситуация с посвящением северных храмов и монастырей от­ разилась в поговорке: «от Холмогор до Колы тридцать три Николы»1. По свидетельству польского историка Матфея Меховского (Кар- пиго), на рубеже ХѴ-ХѴІ веков в Новгороде было «столько церквей в честь св. Николая, сколько дней в году»2. Аналогичная картина и в дру­ гих городах Руси: «В Москве в XVI веке во имя св. Николая Чудотворца 128 церквей»3. Почитание святителя Николая Чудотворца было всеобъемлющим. В храмах на Руси, и особенно в северных ее землях, можно было видеть на иконостасах «начала XVI века в деисисе замену предстоящего Христу Иоанна Предтечи на Николая Чудотворца наряду с Богородицей, что вы­ ражало таким образом идею особого предстательства святителя за род христианский, посредничества между человеком и Господом»4. Многие иностранцы с недоумением отмечали необъяснимую любовь россиян к этому архиерею из далекой Малой Азии, называя святителя Николая, по сути, «русским богом»: «Среди прочих святых они больше всего чтут Николая Угодника и воздают ему почти божеские почести»5, 1 Есть сведения, что в древности поговорка звучала иначе. «Что ни шаг, то церковь Николы, почему и пословица: “От Кеми до Колы тридцать три Николы”». Пыжов Н.Г. Сибирский Никола / / «Порядок». 1881, № 295. С. 8. 2 Комментарии В. Н. Семенковича к книге: Ламартиньер П.М. Путешествие в северные стра­ ны, в котором описаны нравы, образ жизни и суеверия норвежцев, лапландцев, килопов... / / Из За­ писок Московского Археологического Института за 1911 г. М., 1911. XIV С. 33. (Далее: Ламарти­ ньер П.М. Путешествие в северные страны). 3 Кондратьев И.К. Московский Кремль. М., 1900. С. 15. 4 Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 13. 5 Гваньини Александр. Описание Московии. М.: Греко-Латинский кабинет, 1997 / Перевод Г.Г.Козловой. С. 24. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz