Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского Надо заметить, «странничество было распространено среди северного русского монашества тех веков. Странник уходил иногда и тайком, чтобы видеть обычаи разных монастырей и поклониться святым местам Рус­ ской земли»1. Взяв благословение, он со слезами попрощался со своим духовным отцом, престарелым наставником Зосимой, под руководством которого возрастал в «духе и истине» целых 17 лет, и «изыде из того монастыря за благословением старца своего, на созерцание». В те времена оставить пра­ вославный монастырь и пойти «на созерцание» в иные монастыри мож­ но было по благословению своего духовного отца. «Мужи, проходящие житие монашеское, да исходят, когда настоит нужда, по благословению того, кому вверено начальство»2. § 8. Александр Свирский и «заволжцы» Первым, к кому устремился «на созерцание» Феодорит, был «слав­ ный и великий муж», чудотворец Александр Свирский. Встреча их была встречей «чистого с чистым и непорочного с непорочным». Преподоб­ ный Александр, не зная Феодорита, но прозрев его приближение, вышел к нему навстречу за ограду монастыря и произнес: «Вот сын Авраамов пришел к нам, Феодорит диакон»3. Вспомним при этом, что свирского подвижника часто называют «новым Авраамом» как удостоившегося явления Святой Троицы в виде трех Ангелов. Молодой иеродиакон пришелся по сердцу преподобному - «зело лю- бяше его, покуда жил он в монастыре оном». Монастырские службы справ­ лялись братией в деревянной церкви монастыря, освященной в 1508 году в честь Живоначальной Троицы, после того памятного Ее явления. До этого свирский старец подвизался в этих непроходимых пустынных ле­ сах в полном одиночестве, в тяжелейших подвигах, питаясь в течение семи лет лишь травой. Злые духи этой пустыни долго бороли подвижника и всячески изгоняли из этих мест, но теперь вокруг него собрались ис­ тинные ревнители пустынной жизни. 1 Ключевский В. Курс русской истории. М., 1904. Ч. 1. С. 214. 2 VI Вселенского Собора правило 46 / / Правила Православной Церкви с толкованиями епи­ скопа Никодима. Троице-Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. С. 532. К слову сказать, в западном монашестве со времен Бенедикта Нурсийского (VI век), введен дополнительный четвертый монашеский обет - «пребывание в своем монастыре до смерти». 3 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 325. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz