Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII Однако, надо признать, формирующемуся Московскому царству тре­ бовался уже совсем иной образ церковной жизни. Официальная Церковь как бы оказывалась в плену у интересов государства, была вынуждаема составлять с ним единое целое. При этом надо ясно понимать, что сама противоположность духов­ ных исканий «нестяжателей» и «осифлян» не являлась поводом для борьбы. Так, например, знаменитый Устав преподобного Корнилия Ко- мельского, собственноручно написанный им для братии монастыря, уди­ вительным образом гармонично сочетал в себе как «Поучения о скит­ ском житии» Нила Сорского, так и положения «Духовной грамоты» Иосифа Волоцкого. Важнейший аспект духовного возрастания инока - «умное молитвенное делание» - был умело сцементирован в нем со строгостью общежительного устава и неукоснительностью цикла мона­ стырских богослужений. Но, увы, ситуация развивалась при активном участии иных сил: на карту были поставлены огромные материальные богатства, а вопросы пути спасения души неизбежно отходили на дальний план. Главными ста­ ли практические выводы этого противостояния, затрагивающие интере­ сы государства: отношение к монастырским имениям, землям и вотчи­ нам, к крепостным людям, а также к еретикам, что сделало эту борьбу жестокой и бескомпромиссной. Ее последствия для православия на Руси оказались весьма печальными. В 1511 году Феодориту исполнилось 30 лет. У старца Зосимы в Шуе- рецком погосте Феодорит пробыл «в послушании духовном неотступно» целых семнадцать лет, стяжав за это время «всякой духовной премудрости и взойдя ко преподобию по ступеням добродетели»1. Именно здесь он сфор­ мировался как книжник и богослов, в полной мере впитав всю мудрость святоотеческих творений, ибо, можно сказать, вся Соловецкая библиоте­ ка прошла через его трудолюбивые руки, жаждущую душу и пытливый ум. В 1511 году иеродиакон Феодорит принимает решение отпроситься на богомолье, или, как тогда говорили, «на созерцание». Отныне он го­ тов был к странствиям по славным святым местам Русского Севера, готов воспринять, разделить и приумножить те благодатные духовные дары, ко­ ими так богаты были еще в то время многочисленные монастыри, скиты и пустыни, населенные великими подвижниками православной святости. 1 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 325. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz