Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского подвергая их опасностям путешествия по морю. Вот тут-то и был особо востребован способный переписчик. В 1493 году юный Феодорит, отой­ дя «от дому родителей своих», отправился на Север в Соловецкий мона­ стырь. Надо сказать, дорога на Белое море пролегала тогда именно через Ростов1. Двенадцатилетний отрок Феодор был зачислен в послушники «на Соловецкий остров, в монастырь, ижележит на Ледовом море»2. В это вре­ мя обычный искус послушания для соловецких послушников продолжал­ ся не менее трех лет, но в этот раз всего один год пробыл юный Феодорит послушником. В 1494 году ему исполнялось лишь тринадцать лет, но игу­ мен Досифей уже принял решение о постриге Феодора. Имя новопо- стриженному иноку дано было в честь священномученика Феодорита Антиохийского, день именин - 8 марта. В атмосфере живых преданий, строгих традиций и святоотеческого слова началось воспитание молодого монаха. «Навыкнув всякой духовной премудрости», он формировался как молитвенник, книжник и богослов. И, несомненно, первую информацию о «лопи дикой» юноша получил именно здесь, подвизаясь в скиту на берегу Белого моря. Кроме того, не­ посредственно в этих краях у него была великолепная возможность по­ знакомиться с самой «лопью» и иными малыми народностями Севера, с их языком и наречиями. В царской грамоте того времени читаем: «Се язь Князь Великий Ва­ силей Иванович всея Русии, пожаловал есми в своей отчины в Вотцкой пятине у Студеного моря от Каинских немцев, с рубежа, Лопь крещеную и некрещеную Шуи реки, да у Кеми реки, и во всехЛоплян место креще­ ных и некрещеных... » 3. Таким образом, юный Феодорит в полной мере использовал опыт подготовки к просветительской деятельности, заве­ щанный святителем Стефаном Пермским, который долгое время пред­ варительно изучал быт и язык зырян (пермяков). Конечно же, все Поморье знало об этом центре русской книжности, так чудесно образовавшемся на Шуе. И один из отроков поморского села Керети, именем Василий, будущий Варлаам Керетский, именно здесь, 1 Герберштейн С. Записки о московитских делах / Перевод А.И. Малеина. СПб., 1908. С. 43. (Далее: Герберштейн С. Записки о московитских делах). 2 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 330. 3 Новиков Н.И. № 137. Две жалованные грамоты / / Древняя Российская Вифлиофика... М., 1774. Ч.З.С.71. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz