Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 3. Труды отцов-настоятелей по возрождению Трифонова-Печенгского монастыря сии, неукоснительного следования монархической идее. Он глубоко по­ читал как царя Николая II, так и его венценосного родителя императора Александра III. Известие о крушении 17 октября 1888 года поезда, в котором ехал Александр III вместе с семьей, глубоко потрясло отца Ионафана. На за­ седании совета старшей братии монастыря было принято решение, что памятником в ознаменование чудесного спасения императора станет храм, построенный на могиле 116-ти печенгских мучеников, а также школа для детей, которую вскоре откроет монастырь1. Надо сказать, отцу Ионафану выпала честь дважды лично встретить­ ся с императором Николаем II - в 1899 и 1907 годах. Для России, где в то время существовало около полутора тысяч монастырей, такое внимание, оказанное простому настоятелю с дальнего Севера, - факт, не имеющий аналогов. В 1901 году игумен Ионафан был возведен в сан архимандрита. Отец Ионафан имел безусловный авторитет у светских лиц и граж­ данских властей. Его знакомства простирались далеко за пределы Архан­ гельской епархии, но в большинстве случаев эти лица были не духовного звания. Вскоре «источником немалых огорчений и неприятностей» для отца Ионафана стали появившиеся высказывания о том, что масштабные строительные проекты и хозяйственные попечения монастыря практи­ чески свели к минимуму богослужебную деятельность и молитвенную составляющую обители. Те массы людей, которые стремились в мона­ стырь преподобного Трифона за утешением и духовной поддержкой, на­ ходили там лишь обычные трудовые будни и в богослужебной жизни мо­ настыря участия почти не принимали. В этом смысле, пожалуй, иронич­ но звучат слова отца Василия Мелетиева: «Жизнь в монастыре для па­ ломников была отличной школой труда»2. По словам И.В. Сосновского, в то время архангельского губернатора, «находятся такие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину ув­ лечение “мирским” делом в ущерб духовному... быть может, он и не сто­ ит на высоте всех требований канонических уставов, но приносит зато огромную пользу нашим государственным интересам на Мурмане, а по­ 1 Ануфриев Д.А. Записки очевидца. С. 93. 2 Мелетиев В., священник. Памяти архимандрита Ионафана / / Архангельские епархиальные ве­ домости. 1915. № 8. С. 139. 321

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz