Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Кольский Север без монастырей приказал монаху Павлу быть строителем Печенгского монастыря, а в каз начеи приискать монаха доброжительного из другого монастыря и сде лать точный учет в приходе и расходе. «Чернецов же, которые в том мо настыре живут пьянственно и зазорно и к свойственным их людям в Кол- ский острог для пьянства ходят и монастырскому иждивенью чинят по хищенье, тех чернецов смирить их строителю и сыну боярскому, при братии, плетьми без пощады, чтоб так делать им и иным впредь не повад но было»1. Казалось бы, появилась надежда, что Владыка властной рукой положит предел разложению братии, восстановит попранные монастыр ские устои... Но, увы, строитель Павел недолго «житие в монашестве проходил до брое», и вскоре «ведомо учинилось преосвященному Афанасию, что к той Печенгской пустыни Строителю Павлу приходят в келью робята невозрастные и ночуют, и он с ними пьянствует». В 1701 году вновь было учинено дознание, «и били плетьми нещадно о познании прямой правды о непотребном и богомерзком, а его, Павла, до указу держали в той пу стыни скована и под караулом»2. Как показывают документы в период с 1696 по 1701 годы, холмогор ский архиерей уделял неослабное внимание обстановке в Кольско-Пе- ченгской обители. Именно в этот период усилиями Владыки Афанасия была создана новая редакция жития преподобного Трифона, которая должна была нести благочестивый пример и стать назидательным душе полезным чтением для монастырской братии. При этом можно понять Владыку, не благословившего описать прав дивую историю лихой юности основателя Печенгской обители, с его ата манским прошлым, с разгулами и пьянством. В результате неведомый нам автор (скорее всего, сам Владыка Афанасий)3 написал житие в духе ис кусственных житий русского Средневековья. В результате бывший гроза всей Каяни и Восточной Ботнии, «много крови проливший и много на роду ограбивший»4, стал «от юности изряден постник, кроток, мило стив»5. 1 Ефименко П.С. Юридические обычаи Лопарей... С. 63. 2 Там же. С. 64. 3 Архиепископ Афанасий (Любимов) - «духовный писатель и полемист». Панич Т.В. Афана сий (Любимов) / / Православная энциклопедия. М , 2002. Т. 4. С. 9. 4 ФилипповА.М. Русские вЛапландии. С. 302. 5 Житие преподобного Трифона. С. 97. 297
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz