Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел X 2-3 раскольников»/ основные усилия в деятельности владыки Афанасия были сосредоточены на приходах Корельского и Архангельского Помо­ рья и в Соловецком монастыре. При этом нельзя не упомянуть о большом внимании холмогорского архиерея к Кольско-Печенгскому монастырю и к той крайне неблагопо­ лучной ситуации, что сложилась в монашеской жизни обители к концу XVII века. Об уровне монастырской жизни в это время Владыке поведали «до­ просные речи»2священника Кольского острога Борисоглебской церкви Симеона (Борисова), который принужден был «по священству своему» преосвященному Афанасию «поведать истинную правду» о состоянии Кольско-Печенгской обители в 1696 году. ВладыкаАфанасий, ознакомив­ шись с «допросными речами», предпринял очередную попытку навести порядок в этом монастыре, поскольку все то, что он узнал о жизни мона­ хов, не могло не вызвать законного возмущения и гнева Его Высокопре­ освященства. Среди насельников монастыря не оказалось ни одного, кто бы не был подвержен тяжкому и застарелому недугу пьянства. И только единственный монах Павел (Холмогор), в недавнем про­ шлом священник Кольского острога Воскресенской церкви поп Петр, который «житие в монашестве ныне проходит доброе», обнадежил вла­ дыку Афанасия. Его Высокопреосвященство указом от 5 мая 1696 года 1 Ушаков И.Ф. Православие на Кольском Севере в досоветское время. Мурманск, 2002. (Ру­ копись). 2 Ефименко П.С. Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской губер­ нии / / Записки Императорского русского Географического общества по отделению этнографии. СПб, Т. 8.1878. С. 61-65. 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz