Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII Хорошо зная замечательную ростовскую шко­ лу «при архиерейском доме», он отписал ро ­ стовскому архиепископу Тихону, попросив подыскать способных для книжного дела по­ слушников. Так решилась судьба Феодорита, будущего просветителя Кольского. В «книжной» команде святителя Геннадия трудились выдающиеся ученые и богословы того времени. Среди них Влас Игнатов, Ни­ колай Булев («Николай Немчин»), Дмитрий Герасимов (Дмитрий Схоластик, «толмач ла­ тинский»), переведший с латыни столь вос­ требованные тогда трактаты против иудаизма. Также их трудами получил на Руси известность сборник толкований на Псалтирь отцов и учителей Церкви, живших до Великой схизмы 1054 года - святителя Григория Великого, Блаженных Иеронима и Августи­ на, английского пресвитера Беды Достопочтенного1 и выдающегося римского писателя Кассиодора. Безусловно, эта замечательная команда единомышленников и образованнейших людей своего времени, «по ­ средников между европейской культурой и Московским княжеством», оказала большое влияние на формирование мировоззрения юного Феодорита. С 1492 года одиннадцатилетний Феодор уже трудится под началом игумена Досифея над переписыванием новгородских книг, которые ( «по возможности, лучшие») тот отбирал по рекомендациям архиепископа Геннадия,. О том, насколько ценными были эти рукописи, свидетельству­ ет, например, приписка, сделанная в одной из монастырских книг того времени: «Книгу сию: “Беседа на новоявившуюся ересь” взял на список владыке, а писана она на хартии, и есть ей за пятьсот лет»2. В собраниях Соловецкой рукописной книги и по сей день можно ви­ деть немало этих уникальных древних фолиантов - «книг Досифеева данья». При желании можно найти и тексты, переписанные рукою юно­ го Феодорита, в то время еще Федора. Среди них «Толкование на про­ роков» - весьма объемистая книга, написанная ровным, аккуратным 1 В 1978 году канонизирован как местночтимый святой Сурожской епархии РПЦ. 2 Попруженко М.Г. Козмы Пресвитера слово на еретики / / Памятники древней письменности. СПб., 1907. Вып. 167. С. 99. Игумен Досифей первым на Руси стал ставить на книгах экслибрис - знак, указывающий на принадлежность книги ее владельцу (книжный знак) 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz