Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел VIII Хорошо зная замечательную ростовскую шко лу «при архиерейском доме», он отписал ро стовскому архиепископу Тихону, попросив подыскать способных для книжного дела по слушников. Так решилась судьба Феодорита, будущего просветителя Кольского. В «книжной» команде святителя Геннадия трудились выдающиеся ученые и богословы того времени. Среди них Влас Игнатов, Ни колай Булев («Николай Немчин»), Дмитрий Герасимов (Дмитрий Схоластик, «толмач ла тинский»), переведший с латыни столь вос требованные тогда трактаты против иудаизма. Также их трудами получил на Руси известность сборник толкований на Псалтирь отцов и учителей Церкви, живших до Великой схизмы 1054 года - святителя Григория Великого, Блаженных Иеронима и Августи на, английского пресвитера Беды Достопочтенного1 и выдающегося римского писателя Кассиодора. Безусловно, эта замечательная команда единомышленников и образованнейших людей своего времени, «по средников между европейской культурой и Московским княжеством», оказала большое влияние на формирование мировоззрения юного Феодорита. С 1492 года одиннадцатилетний Феодор уже трудится под началом игумена Досифея над переписыванием новгородских книг, которые ( «по возможности, лучшие») тот отбирал по рекомендациям архиепископа Геннадия,. О том, насколько ценными были эти рукописи, свидетельству ет, например, приписка, сделанная в одной из монастырских книг того времени: «Книгу сию: “Беседа на новоявившуюся ересь” взял на список владыке, а писана она на хартии, и есть ей за пятьсот лет»2. В собраниях Соловецкой рукописной книги и по сей день можно ви деть немало этих уникальных древних фолиантов - «книг Досифеева данья». При желании можно найти и тексты, переписанные рукою юно го Феодорита, в то время еще Федора. Среди них «Толкование на про роков» - весьма объемистая книга, написанная ровным, аккуратным 1 В 1978 году канонизирован как местночтимый святой Сурожской епархии РПЦ. 2 Попруженко М.Г. Козмы Пресвитера слово на еретики / / Памятники древней письменности. СПб., 1907. Вып. 167. С. 99. Игумен Досифей первым на Руси стал ставить на книгах экслибрис - знак, указывающий на принадлежность книги ее владельцу (книжный знак) 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz