Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Кольский Север без монастырей При этом интересно отметить, что в 1681 году царь Федор Алексее­ вич представил свой проект открытия новых епархий. Всего предполага­ лось образовать тридцать три новые епархии. «Н а Русском Севере пред­ полагалось создать пять (!) епархий: на “Колмогорах, на Кевроли, в Ме­ зени, в Кольском остроге и на Ваге”» 1. Вновь была близка к воплоще­ нию мечта преподобного Феодорита о создании епархии Великой Лапландии, но, увы, в 1682 году царь Федор Алексеевич скончался, а Пат­ риарх Иоаким (Савелов), который и был инициатором этих важных пре­ образований, так и не сумел убедить «епископат, который увидел угрозу своим полномочиям и доходам». В 1682 году царский проект был воплощен в жизнь лишь в отноше­ нии одной епархии в Колмогорах. Совершилась хиротония иеромонаха Афанасия во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа - «в город Холмогоры, славившийся в то время многолюд­ ством и торговлею, утвердя здесь навсегда архиепископский престол»2. «Марта в 19-й день поставили во власти первым архиепископом на Кол- мыгоры и на Вагу крестового священника святейшаго патриарха Афона- сия, а ставил его святейший Иоаким патриарх Московский и всея Руси со властьми»3. Еще до убытия на свою кафедру владыка Афанасий принял на себя жестокую агрессию одного из духовных лидеров старообрядчества - Ни­ киты Добрынина (Пустосвята). На так называемых «прениях о вере» в Грановитой палате Кремля в июле 1682 года архиепископ Афанасий столь «умело и жестко вел полемику, что его главный оппонент, Никита Пустосвят, не имея иных аргументов, стал “бити и терзати” владыку. По легенде, Пустосвят выдрал у Афанасия часть бороды, и архиерею прихо­ дилось впоследствии брить бороду»4. Борьба с расколом стала главной заботой архиерея. Учитывая, что «старообрядчество на Кольском Севере не получило широкого распро­ странения, и по официальной статистике в уезде числилось не более 1 Булатов В.Н. Поморье (XVI - начало XVIII в.) / / Русский Север. Архангельск: Изд-во По­ морского университета, 1999. Кн. 3. С. 22. (Далее: Булатов В.Н. Поморье). 2 Ивановский Александр, протоиерей. К жизнеописанию первого архиепископа Холмогорского Афанасия / / Архангельские губернские ведомости. 1870. № 50. 3 РазрядбезместцаряивеликогокнязяФедораАлексеевича... 8190года.Цит.по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен / / Сочинения. М., 1991. Кн. VII. С. 310. 4 Булатов В.Н. Поморье. С. 121. 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz