Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

ГЛАВА ВТОРАЯ КОЛЬСКИЙ СЕВЕР БЕЗ МОНАСТЫРЕЙ. КНИЖНИКИ-ПРОСВЕТИТЕЛИ И ПРИХОДСКИЕ ПОДВИЖНИКИ КРАЯ § 1. Печенга без монастыря. 1886 год - начало возрождения Как мы отметили выше, Печенгский монастырь, разместившись под стенами Кольского острога, от миссии среди аборигенов края очевид­ ным образом устранился и строительством церквей в западных районах лопарского обитания не занимался. После разорения 1589 года на месте двух сожженных монастырских церквей была поставлена часовня. «Н а усть реки Печенги часовня по­ ставлена для лопского крещения и веры православныя, да две келии, а в них живут старцы Печенгского монастыря переменялся по годам, приезжая из монастыря»1. Тогда же и на реке Мане «на месте первона­ чальном Печенгского монастыря», там, где «лежит начальник монасты­ ря строитель Трифон, над ним сделана часовня»2. Эту первую часовню жившая на Печенге братия решила построить в 1608 году, вразум­ ленная известным по житию случаем, когда «кровоточивая жена безстрашно дерзнула сесть» на могилу преподобного и была отбро­ шена «крепко невидимою силою и с оленем на пять сажень [10 метров. - Е. М.], и повержена на землю немало времени бывши яко бездушна»3. Сретенская церковь для лопарских пого­ стов Печенги была построена лишь в 1708 году попечением кольского купечества. К этому 1 Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 432. 2 Там же. С. 432-433. 3 Житие и чудеса преподобного отца нашего Трифона. С. 541. Сретенская церковь. Журнал «Нива». Гравюра Флюгеля по рисунку Н.Н. Каразина 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz