Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского По собственному признанию, Досифей не имел особых способностей к литературной де­ ятельности и «долго отрицался, сознавая свою малоопытность», но, благословленный святи­ телем Геннадием, тем не менее, взялся за этот великий труд. И если в 90-х годах XV века До­ сифей еще был игуменом монастыря, то в даль­ нейшем отошел от властных попечений и уже полностью отдался делу создания ставшей впо- „ „ следствии столь знаменитой Соловецкой би- Переписчики книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподоб- блИОТеКИ. С ТОГОВремени ВМОНаСТЫрСКИХ ДО- ного Сергия Радонежского», Ку м е н х а х он упоминался не иначе как «быв­ ший игумен». Результатом трудов его жизни стали сорок шесть переписанных и вложенных им в библиотеку книг - так называемых «книг Досифеева данья». Эти сорок шесть книг являли собой итог многолетнего тяжкого и чрезвычайно кропотливого труда. Рукописные тексты этих книг, най­ денные и переписанные для монастыря игуменом Досифеем, представ­ ляли собой подчас весьма объемные сборники, каждый из которых мог включать в себя несколько отдельных книг. Так, например, в 1493 году Досифей писал: «Летом послал есмь книгу правил святых Апостол, да Пророчества, да Маргарит [от Mapjapirat (греч.) - жемчужины; визан­ тийский сборник Слов Иоанна Златоуста. - Е. М.], да Сильвестр [Житие святого Сильвестра, Папы Римского. - Е. М.], да Пчелу [сборник душепо­ лезных изречений. - Е. М.], да Феодора Студита, да Кузьму Пресвитера [Слово на новоявленную ересь богомилов. - Е. М.], да Ивана Экзарха [ «Ше - стоднев» в егоредакции. - Е. М.], да Ивана Дамаскина, да Палею [«Палея Толковая» - антииудейские толкования библейских книг. - Е. М.], да Ва­ силия Кесарийского, да Дионисия Ареопагита, да Анастасия, да Кирилла Александрийского, да Шестодневец Васильев, да Торжественник пост­ ный, да Апокалипсис Иоанна Богослова»1. Несомненно, столь масштабный труд, проделанный старцем Доси­ феем, был совершенно немыслим без энергичных и грамотных помощ­ ников. Архиепископ Геннадий озаботился решением и этой проблемы. 1 Лилов А.И. Библиотека Соловецкого монастыря / / Православный собеседник. Казань, 1859. 4.1. С. 34. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz