Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского По собственному признанию, Досифей не имел особых способностей к литературной де ятельности и «долго отрицался, сознавая свою малоопытность», но, благословленный святи телем Геннадием, тем не менее, взялся за этот великий труд. И если в 90-х годах XV века До сифей еще был игуменом монастыря, то в даль нейшем отошел от властных попечений и уже полностью отдался делу создания ставшей впо- „ „ следствии столь знаменитой Соловецкой би- Переписчики книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподоб- блИОТеКИ. С ТОГОВремени ВМОНаСТЫрСКИХ ДО- ного Сергия Радонежского», Ку м е н х а х он упоминался не иначе как «быв ший игумен». Результатом трудов его жизни стали сорок шесть переписанных и вложенных им в библиотеку книг - так называемых «книг Досифеева данья». Эти сорок шесть книг являли собой итог многолетнего тяжкого и чрезвычайно кропотливого труда. Рукописные тексты этих книг, най денные и переписанные для монастыря игуменом Досифеем, представ ляли собой подчас весьма объемные сборники, каждый из которых мог включать в себя несколько отдельных книг. Так, например, в 1493 году Досифей писал: «Летом послал есмь книгу правил святых Апостол, да Пророчества, да Маргарит [от Mapjapirat (греч.) - жемчужины; визан тийский сборник Слов Иоанна Златоуста. - Е. М.], да Сильвестр [Житие святого Сильвестра, Папы Римского. - Е. М.], да Пчелу [сборник душепо лезных изречений. - Е. М.], да Феодора Студита, да Кузьму Пресвитера [Слово на новоявленную ересь богомилов. - Е. М.], да Ивана Экзарха [ «Ше - стоднев» в егоредакции. - Е. М.], да Ивана Дамаскина, да Палею [«Палея Толковая» - антииудейские толкования библейских книг. - Е. М.], да Ва силия Кесарийского, да Дионисия Ареопагита, да Анастасия, да Кирилла Александрийского, да Шестодневец Васильев, да Торжественник пост ный, да Апокалипсис Иоанна Богослова»1. Несомненно, столь масштабный труд, проделанный старцем Доси феем, был совершенно немыслим без энергичных и грамотных помощ ников. Архиепископ Геннадий озаботился решением и этой проблемы. 1 Лилов А.И. Библиотека Соловецкого монастыря / / Православный собеседник. Казань, 1859. 4.1. С. 34. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz