Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

стильные имена и отчества), данные ими под церковной присягой («по духовенству»)»1. Во всех лопарских погостах Кольского Се­ вера на вопрос, знают ли что лопари о право­ славной вере, ответ был один: «Крещены де оне из давних лет, а веры Православной хри- стиянских обычаев никаких не знают, и пропо­ веди Святого Евангелия, и о благочестии по­ учения ни от кого не слыхали, а от Святого Крещения лет по двадцати и по тридцати, а иные и до старости у отцов духовных и во церквах не бывали, и Таины святого покаяния не знают, и Тела и Крови Господа нашего Иису- Лопарка 26 лет. Рис. из Duben са Христа н е П О И Ч а щ а Л И С Я , р а В Н О И ИНЫХ С В Я - Gustar von. О т Lappland och L L A Lapparne. Stockholm, 1873 Т Ы Х Православных Х Р И С Т И Я Н С К И Х Т а И Н » . Кроме того, жители трех из девяти посе­ щенных погостов совершали все прежние язы­ ческие служения: «Богоотступные жертвы и идолопоклонство и иные волхования вра- жии». По свидетельству лопарских старей­ шин, «обычаев они-де от прародителей дер­ жатся, и приносят жертвы древам и кусту и ка- мению, да отдают своих домовых оленей в жертву горам и дереву»3. Глава 1. Общая деградация монашеской идеи в конце XVI - начале XVII веков Обязательный элемент лопарской одежды - магические привесы. Рис. из книги: Duben Gustafvon. О т Lappland och Lapparne. Stockholm, 1873 1 Жуков А.Ю. Саами в XIII-XVII вв. (публикация источников и комментарий) / / Антропо­ логический форум. СПб., 2004. № 1. С. 316. 2 РГАДА. Боярские и городовые книги. Ф. 137, оп. 2, д. 114, л. 3 об. 3 Там же. Л. 8. 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz