Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Общая деградация монашеской идеи в конце XVI - начале XVII веков честве от этих захватов и притеснений. Во всех этих указах повторяется одно и то же повеление: « ...лопских угодьев продавать и в оброк отда вать не велено... а буде которые люди в том объявятся, и тем учинено бу дет жестокое наказание, и угодья и земли велено назад поворотить»1. Тем не менее, несмотря на запрещение, «захватывая в свои руки все большее количество угодий, монастырь богатеет, но вместе с возращени ем богатства он становится из просветителя угнетателем лопарей. Так успешно начатое дело преподобного Трифона принимает постепенно совершенно другой оборот»2. 11 мая 1701 года «ради неистового жития строителев и монахов» Печенгский монастырь царской грамотой был приписан к Холмогорско му Архиерейскому дому3, а в 1765 году упразднен окончательно. § 3. Итоги просветительской деятельности святых подвижников Кольского Севера с раннего Средневековья и до конца XVI века Итоги просветительской деятельности подвижников XVI века на Кольском Севере надо признать весьма успешными: аборигены края были крещены. Английский путешественник в 1556 году свидетельству ет: «русский царь (emperour) недавно установил над многими из них [лопарями. - Е. М .] свою власть, и они подчинены ему. Народ этот гово рит, что он верит в русского Бога; живут они в палатках, как финны»4. В крае было построено три монастыря. В каждом поморском и по возможности каждом лопарском поселении налажена приходская жизнь. Центры поморской жизни на Терском берегу Кольского полуострова - села Умба и Варзуга - имели по нескольку храмов. Кола, Кандалакша и Печенга в полной мере стали духовными центрами западных террито рий Кольского Севера. Мощный посыл, данный великими просветителями Кольского Севе ра, преподобными Феодоритом Кольским, Трифоном Печенгским, Варла- амом Керетским и их учениками, позволил решить стратегическую задачу в духовном и государственном плане: «полнощные земли» Крайнего Се 1 Акты Исторические. СПб, 1842. Т. V С. 254. 1 Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 42. 3 Верюжский В.М. Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды... СПб, 1908. С. 285. 4 Английские путешественники в Московском государстве. С. 32. 283
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz