Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел X увеличивал свои владения1, а льготы и права его расширялись необычай­ но: «Милостыни монастырю давать на хлеб, на рожь, на овес, и на горох, и на воск, и на фимиам, и на мед, и на масло, и на крупы, и на конопляное семя, всего с году на год по 50 рублей»2. Подтверждена полная неподсуд­ ность монастыря и принадлежащих ему крестьян, дарован беспошлин­ ный проезд по России, расширено освобождение от податей и повинно­ стей в пользу государства и т. п. С окончанием «Смутных времен», в 1619 году, царь Михаил Федорович Романов своей грамотой в полной мере подтвердил и закрепил льготы и права монастыря. Вне всяких сомнений, при таких условиях «положение монастыря в материальном отношении было прекрасным»3. В духовном же плане монастырь был тяжело болен. Не будем останавливаться на удручающих свидетельствах ситуации, сложившейся в монастыре в XVII веке, равно как и на тех отчаянных уси­ лиях, что прилагали Патриарх Никон и архиепископ Афанасий по при­ звании «буйной Печенгской братии» к порядку, трезвости и послуша­ нию4. После переселения в Колу монастырская хозяйственная политика очевидным образом сосредоточилась на изыскании различных способов отторжения земель, принадлежащих лопарям. Этот процесс особенно активизировался в первой половине XVII столетия. «В краткий срок вре­ мени, с 1620 по 1646 годы, новый, или, как он назывался теперь, Кольско- Печенгский (или Колоспеченгский), монастырь приобрел очень много угодий от лопарей. В своем стремлении к увеличению владений мона­ стырь, по-видимому, шел не всегда законным путем»5. О том, каков был этот путь, ярко свидетельствуют царские грамоты от 1649, 1651, 1661, 1675, 1677, 1687, 1697 и других годов, являвшиеся ответом на бесчисленные лопарские челобитья с просьбами о заступни­ 1 Об этом см.: Разбор тяжбы между лопарями и печенгскими старцами. Грамота царя Петра Первого от 1697 года. Цит. по: Харузин Н.Н. Русские лопари. Приложение № 1. С. 395-409. 2 Из грамоты царя Василия Шуйского 1607 года. Цит. по: Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь. С. 31. ' Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь. С. 31. 4 Об этом: Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития. Мурманск - СПб.: «Ладан», типография «Моби Дик», 2009. С. 243-250. 5 Козьмин Н. Печенгский монастырь в Лапландии / / Архангельские епархиальные ведомости. 1901. № 10. С. 292-293. 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz