Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1. Общая деградация монашеской идеи в конце XVI - начале XVII веков ном. Именно в этом смысле монастырь прекратил свое существование. И второе: объективно восстановленный в конце XIX века Печенгский монастырь, при всей масштабности своего роста, в духовном отношении не вполне сумел решить задачу восстановления древней обители препо­ добного Трифона. После разорения монастыря, к началу наступившего XVII века, образ монастырей преподобных Трифона и Феодорита как идеалов монаше­ ского жития, как «северная Фиваида», остался в памяти лопарей и по­ моров, в их преданиях и легендах, не имея уже никакого отношения к той реальности, которая пришла на смену и теперь называлась Кольско- Печенгским (или Колоспеченгским) монастырем. Известное предание о разорении монастыря, описывая избиение иноков, спешит утешить читателя: «Перебив всех, разбойники броси­ лись искать добычу, но нашли очень мало, так как монахи вели скромную богобоязненную жизнь, о накоплении благ земных не заботились»1. И иные исследователи вполне искренне убеждают своих читателей в крайней скудости Печенгской обители: «Бедность монастыря была та­ кова, что и через сто лет после основания иноки писали, что питаются-де они нашим царским жалованием, милостынею»2, или же: «разбойники мало чем попользовались, так как обитель была очень бедна»3. Увы, дви­ жущей силой шведских разбойников во многом служила именно жажда наживы, ибо они хорошо знали, какая модель монастырского устройства принята на Руси и какие непомерные богатства в связи с этим стяжала в стенах монастыря печенгская братия. О величине этих «стяжаний» можно судить, например, из донесения кольского подьячего Ивана Ма- хонина: «Старцев, слуг, трудников побили и многую казну монастыр­ скую поимели... на 45107 рублев»4. В этом смысле Печенгский мона­ стырь вполне приблизился по богатству к великому Соловецкому мона­ стырю, в котором «в 1578 году найдено было в казне 61 ОООрублей, счи­ тая по 3 далера в каждом рубле [один далер - 2 8 г чистого серебра. - Е. М.] » s. Как известно, финны задержались в Печенге после кровавой резни на целых 10 дней. Причина такой задержки на пепелище ясна: « “Амстердам­ 1 Корольков Н.Ф. Т р и ф о н о - П е ч е н г с к и й м о н а с т ы р ь . С . 26. 2 Огородников Е. М у р м а н с к и й и Т е р с к и й б е р е г а . С . 53. 3 Гешин Е.В. Т р и ф о н о - П е ч е н г с к и й м о н а с т ы р ь / / Р у с с к а я м ы с л ь . M - С П б . , 1 9 1 3. С . 60. 4 Губанов П.П. П у т ь в К о л у . Л., 1986. С . 92. 5 Перссон Я. Н а ш и п р а в а н а Л а п п м а р к е н и Т р и н н е с . С . 20. 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz