Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Общая деградация монашеской идеи в конце XVI - начале XVII веков ном. Именно в этом смысле монастырь прекратил свое существование. И второе: объективно восстановленный в конце XIX века Печенгский монастырь, при всей масштабности своего роста, в духовном отношении не вполне сумел решить задачу восстановления древней обители препо добного Трифона. После разорения монастыря, к началу наступившего XVII века, образ монастырей преподобных Трифона и Феодорита как идеалов монаше ского жития, как «северная Фиваида», остался в памяти лопарей и по моров, в их преданиях и легендах, не имея уже никакого отношения к той реальности, которая пришла на смену и теперь называлась Кольско- Печенгским (или Колоспеченгским) монастырем. Известное предание о разорении монастыря, описывая избиение иноков, спешит утешить читателя: «Перебив всех, разбойники броси лись искать добычу, но нашли очень мало, так как монахи вели скромную богобоязненную жизнь, о накоплении благ земных не заботились»1. И иные исследователи вполне искренне убеждают своих читателей в крайней скудости Печенгской обители: «Бедность монастыря была та кова, что и через сто лет после основания иноки писали, что питаются-де они нашим царским жалованием, милостынею»2, или же: «разбойники мало чем попользовались, так как обитель была очень бедна»3. Увы, дви жущей силой шведских разбойников во многом служила именно жажда наживы, ибо они хорошо знали, какая модель монастырского устройства принята на Руси и какие непомерные богатства в связи с этим стяжала в стенах монастыря печенгская братия. О величине этих «стяжаний» можно судить, например, из донесения кольского подьячего Ивана Ма- хонина: «Старцев, слуг, трудников побили и многую казну монастыр скую поимели... на 45107 рублев»4. В этом смысле Печенгский мона стырь вполне приблизился по богатству к великому Соловецкому мона стырю, в котором «в 1578 году найдено было в казне 61 ОООрублей, счи тая по 3 далера в каждом рубле [один далер - 2 8 г чистого серебра. - Е. М.] » s. Как известно, финны задержались в Печенге после кровавой резни на целых 10 дней. Причина такой задержки на пепелище ясна: « “Амстердам 1 Корольков Н.Ф. Т р и ф о н о - П е ч е н г с к и й м о н а с т ы р ь . С . 26. 2 Огородников Е. М у р м а н с к и й и Т е р с к и й б е р е г а . С . 53. 3 Гешин Е.В. Т р и ф о н о - П е ч е н г с к и й м о н а с т ы р ь / / Р у с с к а я м ы с л ь . M - С П б . , 1 9 1 3. С . 60. 4 Губанов П.П. П у т ь в К о л у . Л., 1986. С . 92. 5 Перссон Я. Н а ш и п р а в а н а Л а п п м а р к е н и Т р и н н е с . С . 20. 279
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz