Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел X Большей частью такие попытки заканчивались неудачами, поскольку для «наведения порядка» требовался подход, укоренившийся в мона­ стыре Иосифа Волоцкого - жесткая, по сути, казарменная дисциплина. «Старцы-заволжцы» не могли принять таких методов. Человека можно включить в некую систему мер воспитания, можно принудить ко всему, кроме одного: нельзя заставить любить. Без всепоглощающей любви к Господу, без всецелой готовности всего себя принести в жертву этой любви, по мнению тех великих старцев, в монашестве делать нечего. По­ тому так трудно шел у них диалог с государственной властью о сотруд­ ничестве в деле строительства Державы Российской, о созидании Цар­ ства Божьего на земле, поскольку они всем сердцем своим «горнего ис­ кали, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляли, а не о зем­ ном» (Кол. 3, 1; 2). В дальнейшем, по мере естественной убыли монахов старой школы, «далеко зашедшее обмирщение внутреннего монастырского быта и па­ дение дисциплины в результате владения землей пагубно отразилось и на организации управления, и на деятельности монастырских властей, и на монашеской дисциплине»1. Все это в полной мере влияло на духовно­ нравственное благополучие монастыря на Печенге и стало тем фоном, на котором развернулась трагедия декабря 1589 года, а также в полной мере определило дух и характер всей последующей жизни обители. § 2. Свидетельства духовно-нравственного упадка в Печенгском монастыре после событий 1589 года В осмыслении истории монастыря на Печенге до недавнего времени существовал некий стереотип: «В 1589 году шведы разорили монастырь, и он был наконец восстановлен в конце XIX века». И то, и другое не со­ всем верно. Во-первых, отряд Пекки Весайнена лишь ограбил, нанес се­ рьезный ущерб этому обширнейшему монастырскому хозяйству, широ­ ко раскинувшемуся на обширных территориях Кольского Севера. Глав­ ное злодеяние Весайнена состояло в том, что он вырезал последних уче­ ников великого печенгского старца, которые еще являлись носителями истинного духа монашества первых северных монастырей, «первохри­ стианских» обителей, основанных преподобными Феодоритом и Трифо­ 1 Смолич И.К. Р у с с к о е м о н а ш е с т в о . М . , 1999. С . 164. 278

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz