Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX от данщиков, и от наших посланников, и от корелян, и от варзужан, и от двинян, и от иных всяких людей насильства, техлопян берег накрепко»1. 0 том, сколь успешной была миссия старца Феогноста, и солидны вложения Троице-Сергиева монастыря в становление Петропавловско­ го прихода, столь удаленного поселения терских лопарей, свидетельству­ ют Писцовые книги того времени: «Погост Понойский на реке Поное, а на погосте храм верховных апостол Петра и Павла деревянный, постав­ лен по челобитью терских лопарей для их крещения и веры православ­ ной. А в церкви образы, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола, и все церковное строение - Государево данье»2. Царский думный дьяк Алай Иванович Михалков, описывая в 1608 году приходское имущество, особо подробно остановился на удивитель­ ной благоукрашенности и достатке церковном, увиденном им в этом столь удаленном месте Крайнего Севера: «Образ Петра и Павла обло­ жен серебром, басмой, венцы сканные3, в венцах камышки, по левую сто­ рону царских дверей образ Пречистыя Богородицы на краске [писан темперой. - Е. М.], двери царские и столбцы и сени на празелени4, да на тябле5 Деисус на краске, образ Спасов, образ Пречистыя Богородицы, образ Архангела Михаила, образ Ивана Предтечи... да во алтаре на пре­ столе образ Пречистыя Богородицы на празелени, да крест воздвизаль- ный на краске6, сосуды церковные, потир и блюдца оловянные, да из риз - ризы полотняные, оплечье выбойчатое [с вытисненным рисунком в одну краску. - Е. М.], крашенинное [крашеное домотканое полотно>, обычно синего цвета. - Е. М.], ризы полоняные оплечье атлас червчат7, пояс шелк червчат, да в церкви Евангелие писмяное [рукописное. - Е. М .] в десть8 напрестольное поволочено бархатом червчатым, евангелисты 1 Т а м ж е . С . 335. 2 Харузин Н.Н. Р у с с к и е л о п а р и . П р и л о ж е н и е № 2. П и с ц о в а я к н и г а А л а я М и х а л к о в а « К о л ь с к и й о с т р о г » . С . 451. 1 С к а н ь , и л и ф и л и г р а н ь , - в и д ю в е л и р н о й т е х н и к и : а ж у р н ы й и л и н а п а я н н ы й н а м е т а л л и ч е с к и й ф о н у з о р и з т о н к о й з о л о т о й , с е р е б р я н н о й и л и м е д н о й п р о в о л о к и . 4 П р а з е л е н ь - и с с и н я - з е л е н о в а т ы й ц в е т о с о б о ц е н н о й « з е м л я н о й » к р а с к и . 5 Т я б л о - д е р е в я н н ы й б р у с а л т а р н о й п р е г р а д ы , и с п о л ь з у ю щ и й с я д л я у с т а н о в к и и к о н . 6 « К р е с т в о з д в и з а л ь н ы й » - к р е с т , в ы н о с и м ы й в п р а в о с л а в н о м х р а м е н а п р а з д н и к В о з д в и ж е ­ н и я К р е с т а Г о с п о д н я . ' Ш а п к а М о н о м а х а - г л а в н а я р е г а л и я р у с с к и х в е л и к и х к н я з е й и ц а р е й , т а к ж е б ы л а « п о д л о ж е н а а т л а с о м ч е р в ч а т ы м » , т о е с т ь б а г р я н ы м , т е м н о - к р а с н ы м . 8 О б о з н а ч е н и е ф о р м а т а , и с х о д я и з р а з м е р а « а л е к с а н д р и й с к о г о л и с т а » . « В д е с т ь » - п о л о в и н а л и с т а , ч т о - т о о к о л о н а ш е г о А З , « п с а л т и р ь п е ч а т н а я в п о л д е с т и » - А 4 , « к а н о н н и к в ч е т ь » - А 5 . 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz