Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX Время шло, но ни один из монастырей так и не признал своего про­ павшего собрата. Ближайшие потопления в море были три месяца назад, а позже никто не пропадал. Либо Господь прославил кого-то из мона­ стырских подвижников таким нетлением, либо это вообще какой-то не­ ведомый угодник Божий чудесного образа... И неизвестного инока от­ пели как Безымянного. Крест над могилой на берегу служил хорошим ориентиром при рыб­ ной ловле, и вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста всегда случался «чудесный улов рыбы». Особенно «хорошорыбу добывал» тот благочестивый рыбак, что похлопотал о захоронении «чудного инока», да с тех пор приходил на могилку помолиться о помощи на море. Молил­ ся, поминая Николу Чудника, Варлаамия с Керети, да вот теперь и Инока Безымянного Терского. Стали и иные добытчики, прежде чем уйти в море, захаживать на могилу к Иноку - попросить его помощи и засту­ пления пред Господом. И вот в одну из ночей сей Угодник Божий вновь явился тому рыбаку, открыл ему, что слышит молитвы просящих и пове­ лел поставить над его могилой часовню. О том повелении узнали и иные промышленники, жившие на тонях Терского берега. Благочестивые хри­ стианине с радостью взялись исполнить это послушание, справедливо видя в этом потаенном Божьем Угоднике - преподобном Безымянном Иноке - нового ходатая за них пред Господом в столь трудном и опасном северном морском промысле. А вскоре выше по берегу, напротив часов­ ни, открылся источник. Местные жители называют его и поныне источ­ ником Безымянного Инока. Небольшая часовенка над могилой на диком берегу и источник невдалеке всегда были очень почитаемы всеми про­ мышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в се­ верном промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянного Инока. «В промысловое время в ней всегда горела неугасимая лампада » 1. Воду же из источника несли на могилу, молились Иноку, после чего она «целит от болезней и иных напастей». В безбожные времена святыни Терского берега пришли в запустение. Часовня была разрушена, но при этом до самого последнего времени ме­ сто это было обозначено приметным крестом. Местные рыбаки-поморы знали древнюю верную примету о том, что «напротив этого креста всег­ 1 Ушаков И.Ф. К о л ь с к и й С е в е р в д о с о в е т с к о е в р е м я / Ч а с о в н я н е и з в е с т н о г о и н о к а . М у р м а н с к , 2001. С . 306. 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz