Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского дить «в ней его и живот свой скончати в той непорочной вере и сподо бить видеть в ней и своих приятелей»1. По возрасту Федор Жидовин приблизительно 1410-1415 года рож дения. Учитывая все сказанное выше, вполне можно выдвинуть гипотезу, что Феодор Жидовин приходится дедом «русскому философу» Федору Жиденову, будущему Феодориту Кольскому2. Впрочем, нельзя исклю чить, что Феодор Жидовин мог быть и престарелым отцом Федора, что может объяснить факт столь раннего ухода мальчика Феодора из мира в монастырскую жизнь. Тем не менее, мы можем еще раз подчеркнуть близость Феодорита к высшим государственным кругам. Об этом круге общения старца в Ве ликом Новгороде, собственно, упоминает и князь А. Курбский: «потом бывает и самому архиепископу духовником и приводит тамо немало свет лых и богатых граждан к пути спасенному и, не бывше епископом, воистину светлого епископа дела исправляет»3. § 5. С оловки как северный центр книжности В это время, к концу XV века, в далеком Белом море, на архипелаге Соловецких островов, трудами преподобных Зосимы, Савватия и Герма на Соловецких набирала силу монашеская обитель, которой сужде но было стать поистине оплотом православия на Крайнем Севере Руси. И, что особо важно, заявить о себе как о центре православной книжно сти в полярных широтах: обитель собрала уникальную и богатейшую коллекцию рукописной книги. Еще была свежа память о невосполнимой утрате книжного рукопис ного наследия Руси при нашествии Орды. «Так, по свидетельству лето писца, когда в 1382 году при приближении рати Тохтамыша москвичи снесли книги в храмы, то книг было столько, что груды их лежали почти до сводов церкви. Но и соборы не спасли. Книги были все уничтожены во рвавшимися татарами»4. Именно потому от тех давних лет сохранились 1 Соколов М. И. Послание Федора Жидовина / / Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. М., 1907. Т. 2. С. 109. 2 Более подробно об этой гипотезе см.: Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодо рит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск, 2002. С. 79-83. 3 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 246. 4 Башилов Б. Московская Русь до проникновения масонов. М , 2008. С. 48. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz