Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского дить «в ней его и живот свой скончати в той непорочной вере и сподо­ бить видеть в ней и своих приятелей»1. По возрасту Федор Жидовин приблизительно 1410-1415 года рож­ дения. Учитывая все сказанное выше, вполне можно выдвинуть гипотезу, что Феодор Жидовин приходится дедом «русскому философу» Федору Жиденову, будущему Феодориту Кольскому2. Впрочем, нельзя исклю­ чить, что Феодор Жидовин мог быть и престарелым отцом Федора, что может объяснить факт столь раннего ухода мальчика Феодора из мира в монастырскую жизнь. Тем не менее, мы можем еще раз подчеркнуть близость Феодорита к высшим государственным кругам. Об этом круге общения старца в Ве­ ликом Новгороде, собственно, упоминает и князь А. Курбский: «потом бывает и самому архиепископу духовником и приводит тамо немало свет­ лых и богатых граждан к пути спасенному и, не бывше епископом, воистину светлого епископа дела исправляет»3. § 5. С оловки как северный центр книжности В это время, к концу XV века, в далеком Белом море, на архипелаге Соловецких островов, трудами преподобных Зосимы, Савватия и Герма­ на Соловецких набирала силу монашеская обитель, которой сужде­ но было стать поистине оплотом православия на Крайнем Севере Руси. И, что особо важно, заявить о себе как о центре православной книжно­ сти в полярных широтах: обитель собрала уникальную и богатейшую коллекцию рукописной книги. Еще была свежа память о невосполнимой утрате книжного рукопис­ ного наследия Руси при нашествии Орды. «Так, по свидетельству лето­ писца, когда в 1382 году при приближении рати Тохтамыша москвичи снесли книги в храмы, то книг было столько, что груды их лежали почти до сводов церкви. Но и соборы не спасли. Книги были все уничтожены во­ рвавшимися татарами»4. Именно потому от тех давних лет сохранились 1 Соколов М. И. Послание Федора Жидовина / / Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. М., 1907. Т. 2. С. 109. 2 Более подробно об этой гипотезе см.: Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодо­ рит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск, 2002. С. 79-83. 3 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 246. 4 Башилов Б. Московская Русь до проникновения масонов. М , 2008. С. 48. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz