Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX мятежниками. Двадцать восемь мятежников были казнены, оставшиеся разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Таким образом, становится вполне понятным и объяснимым, почему подлинное имя почившего в Кашкаранцах монаха осталось неизвестным и так никогда и не было установлено. §5 . Могила Трех монахов Приобретая вотчины, Соловецкий монастырь ставил в них «дворы», куда наряжал своих старцев-приказчиков для управления промыслами и угодьями - «старцев-витаманов», как их называли»1. Статус витамана в этих краях известен с древности: «И з грамоты великого князя Андрея Александровича узнаём, что уже тогда, в 1294 году, ватаги великокняже­ ские ходили к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Пе­ черскую за рыбою, зверем и птицею со своим ватамманом (атаманом)»2. Такими «старцами-витаманами» в Кашкаранцах последовательно подви­ зались «монашествующие Соловецкого монастыря, заведующие рыбны­ ми ловлями» преподобные Авксентий, Аксий и Тарасий Кашкаранские. В богослужебных текстах Минеи и иных документах можно видеть, что последовательность поминания старцев могла быть именно такой: «Преподобный Авксентий инок, Соловецкий, Кашкаренский; препо­ добный Аксий инок, Соловецкий, Кашкаренский; преподобный Тарасий инок, Соловецкий, Кашкаренский»3. Так что, если принять вторую гипо­ тезу и отнести время кончины преподобного Аксия ко второй половине XVII века, то весьма вероятно, что до него «заведующим рыбными ловля­ ми Соловецкого монастыря» действительно мог быть монах Авксентий, поминаемый в богослужебном тексте раньше Аксия. В то же время, церковная ведомость 1812 года предлагает иной вари­ ант имен подвижников: « «В деревне Кашкаранской часовня во имя Пре- святыя Богородицы Тихфинския расстоянием от приходской Варзуж- ской церкви в 30 верстах. Во оной часовни святых образов небольшое число. Во оной же имеются несвидетельствованные три гробницы, во 1 И с т о р и я п е р в о к л а с с н о г о с т а в р о п и г и а л ь н о г о С о л о в е ц к о г о м о н а с т ы р я . С П б . , 1899. С . 123. 2 Соловьев С.М. И с т о р и я Р о с с и и с д р е в н е й ш и х в р е м е н . С о ч и н е н и я в 18 -ти т о м а х . М . , 1989. Т. 4. С . 16. ' В « К н и г е , г л а г о л е м о й о п и с а н и е о р о с с и й с к и х с в я т ы х » в п о л н о м с п и с к е р у с с к и х с в я т ы х XV II в е к а у п о м и н а ю т с я « П р е п о д о б н ы й А в к с е н т и й и н о к , С о л о в е ц к и й , К а ш к а р е н с к и й ; П р е п о д о б н ы й А к ­ с и й и н о к , С о л о в е ц к и й , К а ш к а р е н с к и й ; П р е п о д о б н ы й Т а р а с и й и н о к , С о л о в е ц к и й , К а ш к а р е н с к и й » . 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz